Словообразование

Словообразование и сложные слова
Образование слов в немецком языке происходит несколькими путями. К основным из них относятся суффиксальный, префиксальный и сложение основ. Обратите внимание на суффиксы, с помощью которых образуются некоторые существительные мужского, среднего и женского рода:

Для обозначения профессий и лиц, выполняющих определенные действия используются следующие суффиксы, как немецкого, так и заимствованного происхождения:
er: Lehrer (учитель) lehren (учить)+er (суффикс); 
ler: Künstler (человек искусства)Kunst (искусство)+ ler;
ner: Redner (оратор, выступающий)  reden(говорить)+ner;
ent: Student (студент) studieren (учиться в вузе) + ent;
по такому же принципу образуются Aspirant, Kandidat, General, Direktor, Bibliothekar, Ingenieur, Passagier, Sekretär. Все перечисленные существительные являются существительными мужского рода. 

Существительные женского рода, обозначающие женщин, носительниц той или иной профессии, приобретают дополнительно к суффиксам мужского рода еще один суффикс in: Lehrerin, Ärztin, Verkaüferin

К существительным среднего рода, обозначающим живые существа, относятся слова с суффиксом сhen: Brüderchen (братец). Этот же суффикс, как и суффикс lein, используется как уменьшительноласкательные суффиксы для других существительных, например: Brot (хлеб)+ сhenBrötchen (булочка); Buch (книга) +leinBuchlein (книжечка)

Кроме этого надо запомнить следующие суффиксы при образовании существительных 
1) мужского рода: e.(Genosse), el (Spitzel), en (Garten);
2) среднего рода: nis (Kenntnis), el (Rätsel), en (Kissen) um (Praktikum);
3) женского рода: e (Größe), ung (Vorlesung), heit (Freiheit), keit (Möglichkeit), schaft (Wissenschaft), tät (Universität), ik (Politik), ie (Chemie) und andere.

Очень часто существительные могут образовываться от глаголов, в том числе и безсуффиксальным способом: lesen (читать)  das Lesen (чтение), fragen (спрашивать)  die Frage (вопрос), sprechen (говорить)  die Sprache (язык) (в последнем случае используется форма глагола, стоящего в прошедшем времени).

К наиболее часто встречающимся суффиксам прилагательных относятся:
ig notwendig необходимый
er Kasaner  казанский
lich staatlich государственный
isch energetisch энергетический
sam seltsam  необычный, странный
haft l lebhaft оживленный, резвый

С помощью этих же суффиксов образуются наречия, только если прилагательные будут меняться в зависимости от рода, числа и падежа существительного, то наречие остается неизменяемым. Например: Er war ein fleißiger Student (Он был прилежным студентом). Er studiert fleißig (Он учится прилежно). Наречия имеют еще несколько собственных суффиксов, это: s (rechts направо) и ens (erstens вопервых).

Префиксальный или приставочный способ словообразования чаще всего встречается у глаголов и существительных, образованных от глаголов. Об этом подробнее смотрите в следующем уроке. К префиксам существительных относятся следующие:
Ge : backen (печь)+ ge Gebäck (печенье)
schenken (дарить)+ ge Geschenk (подарок)
Un: un + Ordnung ( порядок )  Unordnung (беспорядок) 
un + Sinn (смысл)  Unsinn (бессмыслица)
un + Fall (случай)  Unfall (несчастный случай)
Ur: ur + Großmutter(бабушка)  Urgroßmutter (прабабушка), 
ur + Wald (лес)  Urwald (древний лес)

Обширную группу слов в немецком языке составляют слова, образованные от сложения двух или более основ. При этом способе словобразования главную роль играет последний компонент. Он будет определять артикль и соответственно род всего слова и будет нести основной смысл. Основа или основы, стоящие впереди играют роль определения и будут переводиться или как прилагательное или как существительное в родительном падеже. Например: die Fremdsprache  fremdsprache первый компонент представляет собой прилагательное чужой , а второе обозначает „язык“, окончательнo переводим слово как „иностранный язык“. Или в слове Energiequelle  Energiequelle второе слово переводится как „источник, а первое существительное будет к нему относится и его поясняет. Здесь правильнее переводить не прилагательным „энергетический источник“, а существительным в родительном падеже „источник энергии“.
Таким же способом могут возникать не только существительные, но и прилагательные. Например, от одного существительного Zahl могут быть образованы с помощью различных компонентов несколько прилагательных: 
zahllos zahllos (бесчисленный), 
zahlbar  zahlbar (подлежащий уплате), 
zahlreich  zahlreich (многочисленный). 

Этот способ словообразования очень распространен и присутствует также в научно-технических и научно-популярных текстах. 
Знание суффиксов и способов словообразования сможет помочь при отсутствии искомых слов в словаре.

Last modified: Sunday, 18 January 2015, 9:40 AM