Тематический план

  • Программа дициплины

    Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в научных исследованиях» является формирование знаний современных компьютерных и информационных технологий для проведения научных исследований. В задачу дисциплины входит изучение структуры, принципа работы, возможностей и характеристик компьютерной техники; изучение классификации, назначения и структуры программного обеспечения; освоение методов современных и перспективных информационных технологий в научной и производственной деятельности; получение навыков и приемов работы с математическими, инженерными, научными и прикладными пакетами.

    Дисциплина создает практическую базу для изучения других дисциплин специализированной подготовки магистра, которые связанны с применением компьютерной техники, программного обеспечения и информационных технологий, и в целом способствует более эффективной деятельности в научном и производственном направлениях.

    В результате изучения дисциплины «Компьютерные технологии в научных исследованиях» формируются следующие компетенции или их составляющие: 

    • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
    • способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-4);
    • готовность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-6);
    • способность разрабатывать с использованием современных языков программирования и обеспечивать программную реализацию эффективных алгоритмов решения сформулированных задач (ПК-17);

     В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    1. Знать:

    -       историю и современное состояние компьютерной техники и информационных технологий;

    -       классификацию, структуру и основные технические характеристики компьютерной вычислительной техники;

    -       состав, классификацию и основные возможности прикладного программного обеспечения для автоматизации научной, инженерной, деловой и образовательной деятельности;

    -       принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей и основы Интернет технологий;

    -       типовые процедуры применения проблемно-ориентированных прикладных программных средств в дисциплинах профессионального цикла и в профессиональной сфере деятельности.

     2. Уметь:

    -       использовать компьютерные, сетевые и информационные технологии для организации индивидуальной и коллективной деятельности;

    -       использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности;

    -       использовать в профессиональной деятельности программные приложения при решении практических задач;

    -       использовать.

     3. Владеть:

    -       компьютерными, сетевыми и информационными технологиями в научной, производственной и повседневной деятельности и для организации электронного документооборота;

    -       основными приемами проектирования, моделирования и расчетов с использованием современных прикладных пакетов в профессиональной сфере деятельности;

    -       навыками поиска и использования необходимой информации в глобальной сети Интернет.

    Дисциплина изучается в 3-м семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы  (108 часов). Вид итогового контроля - зачет.

    Автор рабочей программы - Мухутдинов А.Р., д.т.н. кафедры ИИУС

    Автор ЭОР -- Салтанаева Е.А., старший преподаватель кафедры ИИУС

  • Календарно-тематический план

  • Лабораторные работы

  • Практические занятия

    (не предусмотрены учебным планом)

    • Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий

    • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

      а) основная литература

      1. Информатизация образования: направления, средства, технологии. М.: Изд-во МЭИ, 2008.
      2. Основы современных компьютерных технологий. Учебное пособие. Под ред. А.Д.Хомоненко. СПб.: Корона-Принт, 2002.
      3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2-х ч. Основы информатики и информационных технологий: Учебн. пос.– М.: Лабор. Базовых Знаний, 2001.
      4. Острейковский В. А. Информатика: Учеб. пос. для вузов. 2-е изд., – М.: Высш. шк., 2009 .- 511с.
      5. Пасько В.П. ПК. Аппаратура. Программы. Интернет: Энциклопедия. Наиболее полное и подробное руководство. – СПб.: Питер, 2004. – 800с.
      6. Ануфриев И.Е. Самоучитель MATLAB 7. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
      7. Дьяконов В. MathCAD. Учебный курс. СПб.: Питер, 2005.
      8. Таненбаум Э. Компьютерные сети. 5-е изд-е. – СПб.: Питер, 2010.
      9. Мухутдинов А.Р., Вахидова З.Р., Любимов П.Е. Основы применения Microsoft Excel для решения задач моделирования и оптимизации. Лабор. Практикум. – Казань: КГЭУ, 2011.
      10. Ишмуратов Р.А., Ситников С.Ю. Основы работы с пакетом MATLAB: Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Компьютерные технологии в науке и образовании». – Казань: КГЭУ, 2008.

       

      б) дополнительная литература

      1. Шалин П.А. Windows XP. Русская и английская версии: Энциклопедия. Наиболее полное и подробное руководство. – СПб.: Питер, 2004. – 685с.
      2. Поршнев С.В. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием пакета MathCAD. Учебн. пос. для вузов. М.: Горячая линия – Телеком, 2002.
      3. Интернет. Энциклопедия (под ред. Л.Мелиховой). СПб.: Питер, 2001.
      4. Петрова Н. К. Основы работы в СУБД MS Access: Учеб. пособие. Казань: КГЭУ, 2004., 112с.
      5. Косулин В.В., Куценко С.М. Основы работы в табличном процессоре Microsoft Excel. Учебн. пос. по курсу «Информатика» и «Компьютерные технологии в науке и образовании». Казань: КГЭУ. 2002.
      6. Мухутдинов Э.А., Тахавутдинов Р.Г. Нумерация объектов в Microsoft Word. Методические указания к самостоятельной работе студентов. Казань: КГЭУ. 2003.
      7. Мухутдинов Э.А., Тахавутдинов Р.Г. Учебно-методическое пособие «Подготовка документа в текстовом процессоре с использованием стилей, объектов, особого форматирования и автоматических элементов». Казань: КГЭУ, 2003.
      8. Ишмуратов Р.А. Введение в криптографию и шифрование. Защита информации при передаче данных по открытым линиям связи: Метод. пособие. –  Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008.
      9. Мухутдинов Э.А., Ситников С.Ю., Комисарова Е.А. Мировые информационные ресурсы и сети. Учебное пособие. – Казань: КГЭУ, 2008.
      10. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.

       

      в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 

      1. Операционная система MS Windows XP, офисный интегрированный пакет MS Office. 
      2. Система программирования MS Visual Basic. 
      3. Прикладной пакет MATLAB.