Тематический план
- Общее
- Программа дициплины
Программа дициплины
Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в научных исследованиях» является формирование знаний современных компьютерных и информационных технологий для проведения научных исследований. В задачу дисциплины входит изучение структуры, принципа работы, возможностей и характеристик компьютерной техники; изучение классификации, назначения и структуры программного обеспечения; освоение методов современных и перспективных информационных технологий в научной и производственной деятельности; получение навыков и приемов работы с математическими, инженерными, научными и прикладными пакетами.
Дисциплина создает практическую базу для изучения других дисциплин специализированной подготовки магистра, которые связанны с применением компьютерной техники, программного обеспечения и информационных технологий, и в целом способствует более эффективной деятельности в научном и производственном направлениях.
В результате изучения дисциплины «Компьютерные технологии в научных исследованиях» формируются следующие компетенции или их составляющие:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-4);
- готовность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-6);
- способность разрабатывать с использованием современных языков программирования и обеспечивать программную реализацию эффективных алгоритмов решения сформулированных задач (ПК-17);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- историю и современное состояние компьютерной техники и информационных технологий;
- классификацию, структуру и основные технические характеристики компьютерной вычислительной техники;
- состав, классификацию и основные возможности прикладного программного обеспечения для автоматизации научной, инженерной, деловой и образовательной деятельности;
- принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей и основы Интернет технологий;
- типовые процедуры применения проблемно-ориентированных прикладных программных средств в дисциплинах профессионального цикла и в профессиональной сфере деятельности.
2. Уметь:
- использовать компьютерные, сетевые и информационные технологии для организации индивидуальной и коллективной деятельности;
- использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности программные приложения при решении практических задач;
- использовать.
3. Владеть:
- компьютерными, сетевыми и информационными технологиями в научной, производственной и повседневной деятельности и для организации электронного документооборота;
- основными приемами проектирования, моделирования и расчетов с использованием современных прикладных пакетов в профессиональной сфере деятельности;
- навыками поиска и использования необходимой информации в глобальной сети Интернет.
Дисциплина изучается в 3-м семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Вид итогового контроля - зачет.
Автор рабочей программы - Мухутдинов А.Р., д.т.н. кафедры ИИУС
Автор ЭОР -- Салтанаева Е.А., старший преподаватель кафедры ИИУС
- Календарно-тематический план
Календарно-тематический план
- Лекции
Лекции
1 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
Занятия не предусмотрены - студенты проходят педагогическую практику
2 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
3 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
4 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
- Лабораторные работы
Лабораторные работы
1 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
Занятия не предусмотрены - студенты проходят педагогическую практику
2 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
3 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
4 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
- Практические занятия
Практические занятия
(не предусмотрены учебным планом)
- Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий
Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий
- Оценочно-диагностические средства
Оценочно-диагностические средства
- Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Информатизация образования: направления, средства, технологии. М.: Изд-во МЭИ, 2008.
- Основы современных компьютерных технологий. Учебное пособие. Под ред. А.Д.Хомоненко. СПб.: Корона-Принт, 2002.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2-х ч. Основы информатики и информационных технологий: Учебн. пос.– М.: Лабор. Базовых Знаний, 2001.
- Острейковский В. А. Информатика: Учеб. пос. для вузов. 2-е изд., – М.: Высш. шк., 2009 .- 511с.
- Пасько В.П. ПК. Аппаратура. Программы. Интернет: Энциклопедия. Наиболее полное и подробное руководство. – СПб.: Питер, 2004. – 800с.
- Ануфриев И.Е. Самоучитель MATLAB 7. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
- Дьяконов В. MathCAD. Учебный курс. СПб.: Питер, 2005.
- Таненбаум Э. Компьютерные сети. 5-е изд-е. – СПб.: Питер, 2010.
- Мухутдинов А.Р., Вахидова З.Р., Любимов П.Е. Основы применения Microsoft Excel для решения задач моделирования и оптимизации. Лабор. Практикум. – Казань: КГЭУ, 2011.
- Ишмуратов Р.А., Ситников С.Ю. Основы работы с пакетом MATLAB: Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Компьютерные технологии в науке и образовании». – Казань: КГЭУ, 2008.
б) дополнительная литература:
- Шалин П.А. Windows XP. Русская и английская версии: Энциклопедия. Наиболее полное и подробное руководство. – СПб.: Питер, 2004. – 685с.
- Поршнев С.В. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием пакета MathCAD. Учебн. пос. для вузов. М.: Горячая линия – Телеком, 2002.
- Интернет. Энциклопедия (под ред. Л.Мелиховой). СПб.: Питер, 2001.
- Петрова Н. К. Основы работы в СУБД MS Access: Учеб. пособие. Казань: КГЭУ, 2004., 112с.
- Косулин В.В., Куценко С.М. Основы работы в табличном процессоре Microsoft Excel. Учебн. пос. по курсу «Информатика» и «Компьютерные технологии в науке и образовании». Казань: КГЭУ. 2002.
- Мухутдинов Э.А., Тахавутдинов Р.Г. Нумерация объектов в Microsoft Word. Методические указания к самостоятельной работе студентов. Казань: КГЭУ. 2003.
- Мухутдинов Э.А., Тахавутдинов Р.Г. Учебно-методическое пособие «Подготовка документа в текстовом процессоре с использованием стилей, объектов, особого форматирования и автоматических элементов». Казань: КГЭУ, 2003.
- Ишмуратов Р.А. Введение в криптографию и шифрование. Защита информации при передаче данных по открытым линиям связи: Метод. пособие. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008.
- Мухутдинов Э.А., Ситников С.Ю., Комисарова Е.А. Мировые информационные ресурсы и сети. Учебное пособие. – Казань: КГЭУ, 2008.
- Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- Операционная система MS Windows XP, офисный интегрированный пакет MS Office.
- Система программирования MS Visual Basic.
- Прикладной пакет MATLAB.
- Глоссарий
Глоссарий