Topic outline

  • Программа дисциплины

  • Календарно-тематический план

    • Конспект лекций

    • Описание практических (семинарских) занятий

    • Методические рекомендации ППС к проведению лекций и практических занятий

      Лекция является ориентиром для развития других форм учебного процесса, т.е. тот материал, с которым студенты знакомятся в процессе работы на лекциях, является теоретической основой для последующей деятельности на семинарах и практических занятиях.

      Практические занятия представляют собой занятия по решению различных задач, направленного на освоение теоретического лекционного материала. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи.

      Характерным для нашей дисциплины видом заданий является анализ текстов с результатами исследований и их обсуждение. Рекомендуются активные формы занятий, такие как дискуссия, деловая игра, тренинг. Преподавателю важно давать задания в соответствии с возможностями обучающихся на данной стадии обучения, чтобы обеспечить им уверенность в своих силах.

      Практическое занятие должно опираться на известный теоретический материал, который изложен или на который дана соответствующая ссылка в лекции.

      Практическое занятие должно быть нацеленным на формирование определенных умений и закрепления определенных навыков, поэтому цель занятия должна быть заранее известна и понятна преподавателю и обучающимся. Лучше иметь сформулированные в письменном виде цель, задачи, содержание и последовательность занятия, ожидаемый результат.

      Цель занятий должна быть понятна студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности. В таких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.

      Примерные цели практических занятий:

      -помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

      -научить студентов приемам решения практических задач,

      - научить их работать с различными источниками информации: книгами, справочной и научной литературой, ресурсами Интернет;

      -формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

      Содержание практических занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания, выступают важным средством оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту их креативности.

      • Оценочно-диагностические средства по дисциплине

      • Самостоятельная работа студентов

        п/п

        Тема самостоятельной работы

        Семестр

        Номер раздела

        лекционного

        курса

        Продол-житель-ность

        (часов)

        1

        2

        3

        4

        5

        1

        Классификация затрат и их назначение. Выручка от реализации и ее распределение. Целевое планирование прибыли от реализации продукции.

        8

        1

        4

        2

        Принципы создания предприятия. Учредительные документы. Прекращение деятельности.

        8

        2

        4

        3

        Методы организации процессов производства. Системы управления запасами. Календарно-плановые нормативы методов организации процессов производства.

        8

        3

        6

        4

        Классификация затрат рабочего времени. Структура и расчет технически обоснованных норм времени. Методы изучения затрат рабочего времени.

        8

        4

        4

        5

        Дисконтирование затрат и результатов. Показатели оценки коммерческой эффективности проектов.

        8

        5

        6

        6

        Базовые стратегии. Конкурентные стратегии. Оценка и реализация стратегий.

        8

        6

        4

        7

        Планирование затрат. Планирование прибыли.

        8

        7

        4

        8

        Анализ рынка продукции железнодорожной промышленности.

        8

        8

        2

        9

        Классификация проблем. Методы разработки новых альтернатив решения проблем. Формы принятия решений.

        8

        9

        5

         

        Итого:

        39

        • Учебно-методическое и информационное обеспечение

          а) основная литература:

          1. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб./Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова, М., 2005.
          2. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте: Учеб./Под ред. Ю.Д. Петрова, М.В. Белкина, М., Транспорт, 2009.
          3. Экономика железнодорожного транспорта:  Учеб.  для вузов ж.-д.  транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМЦ ЖДТ, 2006.

          б) дополнительная литература:

          1. Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет, А.Л. Вольфсон, «Теория и практика управления эксплуатационными затратами железнодорожного транспорта», М., МЦФЭР, 2002.

          2. Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. М., 2003.

          • Материально-техническиое обеспечение дисциплины

            В учебном процессе для освоения дисциплины используются следующие технические средства:

            • компьютерное и мультимедийное оборудование (на лекциях, для самоконтроля знаний студентов, для обеспечения студентов методическими рекомендациями в электронной форме);
            • пакет прикладных обучающих программ (для самоподготовки и самотестирования);

            видео - аудиовизуальные средства обучения (интерактивные доски, видеопроекторы). 

            • Глоссарий