Задание 1 к лекции "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО"
Задания по теме «Свобода в деятельности человека»
Фрагмент 1.
Н.А. Бердяев «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»
(Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) – русский философ, в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 г. вместе с группой философов был выслан из Советской России).
Человек сознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости <…> Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным.
Детерминизм – материалистическое учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира.
Вопросы и задания к тексту:
1. Разделяете ли вы вывод Н.А. Бердяева о противоречивости природы человека?
2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?
3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?
4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?
Фрагмент 2.
А. Камю «Миф о Сизифе»
(Альбер Камю (1913 – 1960) – французский философ и литератор, лауреат Нобелевской премии по литературе; в годы второй мировой войны принимал активное участие в движении Сопротивления)
Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ.
Вопросы и задания к тексту:
1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека?
2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? Возможны ли иные взгляды на соотношение всемогущества Бога и свободной воли человека или это действительно взаимоисключающие явления?