Задание к лекции "ПОЛИТИКА"

Тема: «Особенности российской цивилизации»
Задание 1а. Работа с текстом.
      
Из работы современного российского ученого, академика Н. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).
    
Сегодня Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.
Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.
Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой,— север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х ХХ в., а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
    
Вопросы и задания к тексту:
   
1. Используя знания обществоведческого курса и текст, приведите не менее трёх характеристик российской цивилизации.
   
2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»? 
   
3. Как вы думаете, почему ученый считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания? 
   
4. Определите, как относится к глобализации автор текста.
   
   

Задание 1б. Работа с текстом.

«В основе политической власти лежит особый тип политического неравенства – неравенство политическое.

     …Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неординарной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название – политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу и иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п.

История общества – это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политическую власти способствуют нормы и правила, регулирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г.В. Власть как социальный институт)

Вопросы и задания к тексту:

  1. Используя знания обществоведческого курса и текст, перечислите особенности политического неравенства.
  1. Право принимать ответственные политические  решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите три примера факторов, влияющих на достижение человека в современном обществе такого статуса.
  1. В чём видит автор значимость норм и правил, регулирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм?
  1. Приведи по два примера политических статусов и ролей в обществе и хотя бы один пример статусно – ролевого конфликта в политической сфере общественной жизни.
Задание 2.
Социологическое исследование, проведённое в 1996 году, выявило некоторые политические ценностные ориентации старшеклассников российских школ. На вопрос о наиболее приемлемой для нашей страны форме правления около 11% назвали монархию, 49% - президентскую республику, 27% - парламентскую республику, а около 15% заявили, что им это безразлично. 
   
1. Представьте данные опроса либо в виде таблицы, диаграммы или др. 
   
2. Как вы думаете, если такое исследование было бы проведено в наши дни, чем бы отличался его результат от результата более чем пятнадцатилетней давности? Обоснуйте предположение.
     
   
Задание 3. Как повлияли на развитие российской цивилизации её природные, геополитические особенности, своеобразие пути исторического развития?