Задание 2 к лекции "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО"

Текст 1.   «О сознании самого себя»

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии.

То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в Мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должно мыслить это Я, хотя вы это сознание самого себя... и не выражали особым словом. Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок.

Но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т. д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя. <...>

То обстоятельство, что ребенок в первую четверть года после своего рождения не умеет ни плакать, ни улыбаться, также как будто зависит от развития некоторых представлений об обиде и несправедливости, указывающих уже на наличие разума. Если же он в этот промежуток времени начинает следить глазами за блестящими предметами, которые держат перед ним, то это самое начало развития восприятий (схватывания чувственного представления), имеющего целью расширить их до познания предметов [внешних] чувств, т. е. до опыта.

 

Кант И. Антропология с практической точки зрения //Соч.: В б т.— М., 1996.— Т. 6.— С. 357. (Цит. по: Человек: мыслители прошлого и стоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век / Под ред. И. Т. Фролова.— М., 1995. С. 21.)

  

Вопросы и задания:

1. Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», И. Кант считал правомерными?

2. Как эти основания связаны со способностью человека осознавать самого себя?

3. Согласны ли вы с положением И. Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

4. Как основная мысль приведенного фрагмента соотносится с текстом учебного пособия (§12 Самопознание)? Какие выводы вы можете сделать, сопоставляя фрагмент из произведения И. Канта и текст учебного пособия?

  

Текст 2. О способности человека к познанию и самопознанию

Джон Локк (1632—1704) — английский философ.

Исследование о разумении, приятное и полезное. Так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, что бы ни держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей...

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Локк. дж. Соч.: В З т.— М., 1985.— Т. 1.— С. 91. (Цит. по: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. древний мир — эпоха Просвещения / Под ред. И. Т. Фролова.— М., 1991.— С. 335.)

 

Вопросы и задания:

1. Какова главная мысль приведенного фрагмента?

2. Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

3. Сравните данную точку зрения с мнением И. Канта. Какие выводы вы можете сделать?

4. Какая идея параграфа о самопознании может быть раскрыта с помощью приведенного фрагмента из сочинения Дж. Локка?

5. Как следует понимать слова Локка о том, что «знакомство с собственным разумом будет, не только очень приятно, но и полезно»? В чем заключается эта польза?

 

Текст 3.  Человек-«текст» и его «прочтение» 

М. В. Зюзько — современный российский психолог.

Человек может рассматриваться как своего рода «сообщение», в котором, как и во всяком сообщении, выделяется внешняя сторона — текст и внутренняя сторона — смысл. Роль текста выполняет поведение воспринимаемого (совершаемые им действия и поступки). Функцию смысла — затекстовый слой, та деятельность, то сознание воспринимаемого, какое проявляется, воплощается в текст-поведение. Восприятие другого человека, сближение с ним, знакомство и есть его «прочтение».

Восприятие обычного словесного сообщения (когда мы читаем книгу, слушаем товарища) обладает для нас «значением» и «смыслом». Значение слова складывается из закрепленных за ним в общественном опыте признаков. <...>

Смысл слова — это его субъективная ценность для меня — конкретного человека. Смысл — переработанное мною значение слова. Значение слова, несущее мои потребности, и есть мой смысл. Поэтому одно и то же значение слова имеет для разных людей различный смысл.

...В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, расшифровывая значение их внешних действий и раскрывая смысл получающегося текста. Понимание значения поведения другого человека — это приписывание ему готовых «словарных», стереотипных характеристик. В повседневной жизни это и происходит при «беглом» прочтении других людей, когда у нас вырабатывается более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению.

Зюзько М. В. Пять шагов к себе.— М., 1992.—С. 25—26.

 

Вопросы и задания:

1. Подсчитайте, сколько раз в тексте, посвященном познанию человека, встречаются личные местоимения первого лица.

2. Почему, говоря о познании другого, автор все время обращается к себе, своим восприятиям, впечатлениям, оценкам?

3. От чего, по мысли автора, зависит точность прочтения» человека?

4. Какой вывод можно сделать применительно к самопознанию?

5. Облегчает или, напротив, затрудняет «прочтение» самого себя тот факт, что из всех своих знакомых человек лучше всего знает себя?

 

Текст 4.   Я-концепция

В. Б. Ольшанский — психолог и социолог.

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя...

Организованная когнитивная[1] структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции[2] в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:

а) определение собственной идентичности[3];

б) собственных интересов, симпатий и антипатий;

в) своих целей и продвижений к успеху;

г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;

д) самооценивания.

«Центральным в Я-концепции индивида,— пишет М. Кун,— является его идентичность, т. е. его генерализованная[4] позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)».

 

Ольшанский В. Б. Психология — практикам, учителям, родителям и руководителям. М., 1996.— с. 160—161.

 

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.

2. Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?

3. Как Я-концепция связана с положением человека в обществе?

4. Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?

5. Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

 


[1] Когнитивная (от лат. сопiiiуо — знание) — познавательная

[2] Интеграция — объединение в целое каких-либо частей, элементов.

[3] Идентичность — тождественность

[4] Генерализация — обобщение, логический переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу.