Глоссарий
Термины и определения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
В |
---|
Ватикан | |||
---|---|---|---|
(лат. Vaticano) — 1) официальная резиденция римских пап; 2) комплекс зданий, включающий собор св. Петра, апостолический дворец с Сикстинской капеллой; 3) название одного из холмов, на котором расположен Рим; 4) территория Государства Города Ватикана, возникшего в результате подписания 11 февраля 1929 г. конкордата между Пием XI и правительством Италии. | |||
ВЕБЕР (Weber) Макс | |||
---|---|---|---|
(1864—1920) — один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. Вебер нередко называют «Марксом буржуазии». Выступая против учения К. Маркса о прибавочной стоимости и его теории первоначального накопления, Вебер пытается обосновать мысль, что капитализм своим происхождением обязан протестантскому религиозно-этическому комплексу и является наиболее рациональным типом хозяйствования. Вебер считал, что тотальная бюрократизация является неизбежной тенденцией современного общества, противодействие которой он видел в демократизации, понимаемой им как мобилизация масс лидерами. Политическая философия Вебера основывается на понятиях власть и господство. Он трактует власть как способность навязывать свою волю другому, а господство как монопольную власть. Проблема легитимного господства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологические подходы, сформулированные ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей последующей политической науки. Вебер выделяет три идеальных типа легитимной власти: 1) рациональный, основанный на вере в законность существующего порядка и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в силу этой традиции; 3) харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм или иное достоинство властителя и полученной им власти. Он именует их соответственно легальным, традиционным и харизматическим типом власти (господства). Вебер рассматривает два типа демократии: «плебисцитарную вождистскую демократию» и «демократию без вождя», цель которой свести к минимуму господство человека над человеком благодаря выработке системы рационального представительства интересов, механизма коллегиальности и принципа разделения властей. Значителен вклад Вебера в разработку теории бюрократии. Социальные и политические воззрения Вебера оказали влияние на развитие социологии и политической науки в XX в., в 70-е гг. интерес к его теориям существенно возрос, вылившись в «веберовский ренессанс». Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904— 1905); «Политика как призвание и профессия» (1919); «Хозяйство и общество» (1920). | |||
Великие державы | |||
---|---|---|---|
государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных отношений. После Второй мировой войны Великие державы формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. — СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. В последние годы многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности за счет Бразилии, Германии, Индии и др. | |||
Великий Народный Хурал | |||
---|---|---|---|
название парламента в Монголии. | |||
Великое Национальной Собрание | |||
---|---|---|---|
название однопалатного парламента Турции. | |||
Вердикт | |||
---|---|---|---|
(англ, verdict < лат. vere dictum букв, верно сказанное) — решение присяжных заседателей в судебном процессе по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. | |||
Верительная грамота | |||
---|---|---|---|
документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в др. стране; вручается им при вступлении в должность главе иностранного государства. | |||
Верховная Рада | |||
---|---|---|---|
название однопалатного парламента Украины. | |||
Верховный Совет | |||
---|---|---|---|
1) название высшего органа государственной власти в бывшем СССР; в РСФСР (РФ) в 1990—1993 гг. Bерховный Cовет являлся органом Съезда народных депутатов, а также постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти; 2) в настоящее время название парламента в ряде республик — субъектов РФ. | |||
Вестернизация | |||
---|---|---|---|
(< англ, west запад) — копирование западных устоев во всех областях жизни. | |||
Вето | |||
---|---|---|---|
(< лат. veto запрещаю)— Несовременных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-л. органа власти. Различают абсолютное вето, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное вето, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием; 2) отсутствие единогласия, препятствующее принятию какого-л. решения (напр., вето постоянного члена Совета Безопасности ООН). | |||
Вече | |||
---|---|---|---|
(< старослав. вет — совет) — 1) племенные собрания, являвшиеся высшим органом власти у германских и славянских народов в период догосударственных форм самоуправления. В процессе образования государств в Европе вече практически перестают функционировать (или не играют какой-л. важной политической роли), уступая место феодально-аристократической власти; 2) народные собрания в Древней и средневековой Руси X—XIV вв. Распадаясь, племенные кровнородственные связи порождают новый тип отношений, сохраняя при этом проверенный временем и опытом общения способ выработки коллективных решений. Решения вече носили авторитарный характер, исключая право меньшинства на особое мнение. Особенно заметна была роль вече в северных русских землях — Новгородских и Псковских. Компетенция новгородского вече была всеобъемлющей: принятие законов; приглашение князя, заключение и расторжение договора с ним; избрание и смена посадника и тысяцкого, разбор их споров с князем; выбор кандидата на пост архиепископа новгородского; дарование государственных земель церковным учреждениям и частным лицам; определение внешней политики. С усложнением политической жизни усложнялась и структура вечевого собрания. Практика принятия решений вызвала необходимость в особом учреждении, которое могло бы предварительно разрабатывать законодательные вопросы и предлагать вече готовые проекты законов и решений. Таким подготовительным и распорядительным учреждением был в Новгороде совет господ, в Пскове — господа. С усилением власти князей в XIV в. В. утрачивают значение и перестают созываться. Дольше других существовало вече в Новгороде (до 1478) и Пскове (до 1510). В русском языке понятие «вече» является синонимом демократичности и коллегиальности принятия решений. | |||
Виги | |||
---|---|---|---|
(англ, whig) — политическая группировка в английском парламенте, сформировавшаяся в 70-х гг. XVII в., предшественница современной либеральной партии. | |||
Вице-президент | |||
---|---|---|---|
постоянный заместитель президента в США, Бразилии, Индии и ряде др. государств. Вице-президент избирается, как правило, на тот же срок, что и президент, являясь по должности председателем верхней палаты парламента. При наступлении ряда обстоятельств (смерти, отставки президента и др.) Вице-президент либо автоматически становится президентом (напр., в Аргентине и США), либо замещает его должность лишь на время данных обстоятельств (напр., в Индии). В РФ должность Вице-президента существовала в 1991 — 1993. | |||
Власть | |||
---|---|---|---|
один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Ее основные свойства: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Существует несколько исторических форм власти: анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества; индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В современной политической науке выделяется еще одна форма власти — «надгосударственная» власть, представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются па территорию и население более десятка европейских стран. В политологической литературе выделяют три аспекта власти: директивный — господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы; функциональный — способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; коммуникативный — общение, определенный «язык», который понятен всем сторонам властного общественного отношения. В структуру власти входит ее источник, субъект — объект, функции, основания и ресурсы. Источник власти — властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д. Субъект власти (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Объектом власти может быть отдельный индивид, социальная группа, класс и т.д. Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Власть бывает экономической, политической, правовой, духовной, семейной и т.д. Субъектами власти выступают руководители предприятий, фирм, политических партий и профсоюзов, видные церковные иерархи, функционеры государственной администрации и т.д. Для регулирования отношений между управляющими и управляемыми используется понятие «этос власти», под которым понимается поле руководящих начал, правил, образцов, эталонов регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых (принудительных, побудительных) решений, которые вытекают из чьих-л. интересов, проводят, отстаивают их, отвечают им. | |||
Власть законодательная | |||
---|---|---|---|
в соответствии с теорией разделения властей одна из трех ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты — равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе. | |||
Власть избирательная | |||
---|---|---|---|
одна из независимых и самостоятельных публичных властей (наряду с законодательной, исполнительной и судебной)в ряде стран Латинской Америки (Колумбия, Никарагуа и др.). Осуществляется гражданами, обладающими избирательными правами и составляющими избирательный корпус. Организационной формой избирательной власти являются избирательные трибуналы, рассматривающие споры о выборах. | |||
Власть информационная | |||
---|---|---|---|
управление людьми с помощью информации. Носителем информационной власти являются средства массовой информации. | |||
Власть исполнительная | |||
---|---|---|---|
в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных ветвей власти (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Современные конституции формально наделяют исполнительной властью главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентских монархиях и республиках вся исполнительная власть целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом). | |||
Власть представительная | |||
---|---|---|---|
совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Понятие «Власть представительная» характеризует не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления. | |||
Власть социальная | |||
---|---|---|---|
подчинение людей путем повышения или понижения их социального статуса, предоставления должностей, различных льгот и привилегий, места в служебной иерархии. | |||
Власть судебная | |||
---|---|---|---|
в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности ареста или задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти возлагается на суды различных категорий: обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные, а также иногда на т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия судебной власти осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями). | |||
Власть теневая | |||
---|---|---|---|
одно из проявлений, политической власти, отличающееся отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли Различают две основные разновидности теневой власти: 1) скрытое, невидимое правление, осуществляющееся на основе передачи высшими государственными органами своих властных полномочий по принятию и осуществлению политических решений лицам и институтам, не обладающим для этого официальными полномочиями; 2) деятельность различного рода ассоциаций, возникающих либо на базе политических структур, либо параллельно с ними, имеющих нелегальный характер и способных оказывать доминирующее влияние на принятие политических решений, осуществление контроля за их реализацией и др. властных функций в различных частях политического пространства. | |||
Власть экономическая | |||
---|---|---|---|
контроль над людьми с помощью собственности, денег, различного рода материальных ценностей. Сила экономической власти прямо зависит от дефицитности ее средств, наличия (отсутствия) у ее объекта экономических ресурсов, ограничивающих или обеспечивающих его автономию. | |||
Вождизм | |||
---|---|---|---|
властные отношения, основанные на жестком делении группы (организации) на руководителя и подчиненных, на личной преданности политическому лидеру, вождю. Вождизм широко распространен в тоталитарных и авторитарных режимах. Внешними формами вождизма в политической жизни являются клиентелизм, непотизм, трайбализм, мессианство. | |||
Война | |||
---|---|---|---|
открытое вооруженное насилие со стороны организованных вооруженных сил государства или иных политических структур (напр., вооруженные отряды повстанцев, направляемые оппозицией против официальных властей). Война непосредственно связана с политикой и имеет политическое содержание. В большинстве случаев война обусловливаются долговременными экономическими, территориальными,, идеологическими, военно-стратегическими, геополитическими, дипломатическими и др. противоречиями, не нашедшими разрешения с помощью традиционно мирных политических методов. В Конституциях некоторых государств, принятые после Второй мировой войны, содержат т.н. мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как средства государственной политики. | |||
Война гражданская | |||
---|---|---|---|
организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и др. социальными группами внутри страны. | |||
Волюнтаризм | |||
---|---|---|---|
(< лат. voluntas воля) — 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Термин «волюнтаризм» введен Ф. Теннисом в 1883; 2)социально-политическая практика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. | |||
Воля политическая | |||
---|---|---|---|
способность политического субъекта к последовательной реализации поставленных целей в сфере политической власти. Этапы формирования и реализации политической воли: аккумуляция общей (межгрупповой) воли, выработка и оформление политических требований в виде целей последующих действий; воплощение этих целей в практической деятельности государственных органов; корректировка заявленных целей в соответствии с изменением обстоятельств и волей объекта власти. | |||
Вотум | |||
---|---|---|---|
(< лат. votum воля, желание) — мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного органа. | |||
Вотум доверия | |||
---|---|---|---|
в государствах с парламентарной формой правления выраженное, как правило, нижней палатой парламента одобрение политической линии, законопроекта правительства или отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о вотуме доверия может исходить от самого правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. | |||
Вотум избирательный | |||
---|---|---|---|
результаты избирательной кампании по выборам парламента, президента, муниципалитета и т.д. | |||
Вотум косвенный | |||
---|---|---|---|
определение результатов голосования при пропорциональной системе выборов, состоящее в том, что голоса, поданные за определенного кандидата и превышающие избирательную квоту, причисляются др. кандидату из того же партийного списка. | |||
Вотум множественный | |||
---|---|---|---|
в ряде стран порядок, по которому те или иные категории избирателей обладают на выборах двумя или более голосами. | |||
Вотум недоверия | |||
---|---|---|---|
в государствах с парламентарной формой правления выраженное, как правило, нижней палатой парламента неодобрение политической линии, законопроекта правительства либо отдельного министра. Выражение вотума недоверия правительству на практике приводит либо к отставке данного правительства и формированию нового, либо к роспуску парламента (нижней палаты) и проведению досрочных парламентских выборов. | |||
Вотум обязательный | |||
---|---|---|---|
существующая в ряде стран юридическая обязанность всех дееспособных граждан принимать участие в голосовании на выборах органов государственной власти под угрозой наложения штрафа (напр., в Бельгии, Нидерландах, Австралии). | |||
ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ | |||
---|---|---|---|
высший законодательный орган государственной власти в КНР. | |||
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА | |||
---|---|---|---|
принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эта дата ежегодно отмечается как Международный день прав человека. | |||
Выборщики | |||
---|---|---|---|
лица, имеющие право голосовать на второй (третьей, четвертой) ступени при косвенных (многостепенных) выборах. Выборщики либо избираются только для исполнения ими этой функции (Выборщики при выборах Президента США), либо являются таковыми по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании Сената). | |||
Выборы | |||
---|---|---|---|
важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (напр., президента). | |||
Выборы досрочные | |||
---|---|---|---|
выборы депутатов органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц в случае досрочного прекращения полномочий ранее избранных органов и должностных лиц. | |||
Выборы косвенные | |||
---|---|---|---|
система выборов, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те, и др. Выборы косвенные могут иметь две и более ступеней. Двухстепенными выборами избираются, напр., Президент США и верхняя палата парламента Индии. Трехстепенными выборами формируется часть Сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов. | |||
Выборы куриальные | |||
---|---|---|---|
система выборов в представительные учреждения, существующая в ряде государств. Выборы куриальные характеризуются делением избирателей на несколько разрядов или курий по сословному или цензовому (или тому и др. вместе) принципу, а также несоответствием между нормами представительства, предоставленными законом отдельным куриям, и их численностью. Так, в палату представителей государства Фиджи должно быть избрано 22 фиджийца, 22 индийца и 8 «общих» депутатов, хотя фиджийцы составляют около 45% населения страны, индийцы — около 50% и прочие — 5%. В Зимбабве 20 мест в нижней палате парламента зарезервировано за белыми, 80 — за африканцами, между тем как белых в стране проживает в 80 раз меньше, чем африканцев. Этот порядок был взят за образец в современной ЮАР после официальной отмены там режима апартеида. | |||
Выборы недействительные | |||
---|---|---|---|
выборы, при проведении которых допущены такого рода нарушения избирательного законодательства (нарушение правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов и др.), которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Выборы признаются недействительными судом соответствующего уровня. Отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков также влечет за собой признание выборов недействительными. | |||
Выборы несостоявшиеся | |||
---|---|---|---|
выборы, в результате которых не избран ни один из кандидатов в связи с низкой активностью избирателей на выборах либо недостаточностью голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, для признания его избранным. Избирательные комиссии в соответствии с законодательством РФ признают выборы несостоявшимися, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Несостоявшимися должны быть признаны также выборы, проводимые по пропорциональной избирательной системе, если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответствии с законом для того, чтобы принять участие в распределении мандатов. Выборы могут быть признаны несостоявшимися также в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено законом. | |||
Выборы повторные | |||
---|---|---|---|
выборы/ назначаемые и проводимые в случае, если первоначальные выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися, недействительными. Выборы повторные проводятся в РФ не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными. | |||
Выборы прямые | |||
---|---|---|---|
система выборов, предполагающая непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. | |||