Глоссарий
Термины и определения
Special | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ALL
С |
---|
САВИЦКИЙ Петр Николаевич | |||
---|---|---|---|
(1895— 1968) — географ и экономист, идеолог евразийства. В 1921 вместе с Н.С.Трубецким Савицкий возглавил евразийское движение. На протяжении десяти лет его истории был редактором евразийских изданий, в которых ему принадлежат исследования по вопросам экономики и геополитики. Одним из главных факторов исторического процесса, по мнению Савицкого, является тесная связь жизни народа с его географической основой — его «месторазвитием» (термин, введенный в научный оборот Савицким). «Сущность взглядов Савицкого самым сжатым образом можно выразить так: Россия не Европа и не Азия, а особый культурный мир, лежащий между Азией и Европой, исторически развивающийся то во взаимодействии, то в борьбе и с Европой, и с Азией» (Г.В.Вернадский). | |||
Самосознание национальное | |||
---|---|---|---|
уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы в обществе в целом. | |||
Самоуправление | |||
---|---|---|---|
1) форма народовластия, отрицающая политическое господство; 2) деятельность местных органов власти, осуществляющих процесс управления на данной территории. | |||
Санкция | |||
---|---|---|---|
(< лат. sanctio строжайший постановление) — 1) одобрение и поощрение либо неодобрение и наказание, направленные на поддержание национальных норм; 2) правовая норма, которой указываются последствия рушения данного закона; 3) утверждение высшей инстанцией какого-л. акта придающее ему правовую силу; 4) международном праве — меры воздействия( экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивших международные договоры. | |||
САРТОРИ (Sartori) Джованни | |||
---|---|---|---|
(1924) — итальянский политолог. Начиная с 60-х гг. приобрел прочную репутацию одного из крупнейших специалистов по теоретическим проблемам политологии и, в частности, по теории демократии. Сартори — автор ряда сравнительных исследований политических систем Италии др. стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах. | |||
Сателлит | |||
---|---|---|---|
(< лат. satelles (satellitisl спутник, сообщник) — 1) зависимое, подчиненное лицо, исполнитель чужой воли; 2) государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому государству. | |||
Сатьяграха | |||
---|---|---|---|
(санскр-) — в Индии — тактика ненасильственной борьбы за независимость (1918—1947) в форме т.н. не сотрудничества и гражданского неповиновения, разработанная М.К.Ганди (см. Гандизм). | |||
Свастика | |||
---|---|---|---|
(санскр.) — солярный знак в виде равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами, один из религиозных знаков древнеиндийского культа; германские фашисты сделали свастику своей эмблемой, с тех пор свастика —-политический символ насилия, жестокости, нетерпимости, национальной розни. | |||
Свобода | |||
---|---|---|---|
категория гуманитарных наук, обозначающая: 1.) способность субъекта действовать в соответствии со своими интересами и целями (свобода «для», положительная свобода); 2) защищенность от нежелательного для субъекта воздействия (свобода «от», отрицательная свобода). | |||
Свободы политические | |||
---|---|---|---|
совокупность правовых норм, в которых отражается положение человека или иного политического субъекта в государстве. Политические свободы, как правило, закреплены в конституции страны. | |||
Сегрегация | |||
---|---|---|---|
(< лат. segregacio отделение) — отделение или изоляция расы или этнической группы путем насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории; установлением преград для социального общения; раздельным обучением и воспитанием; иными дискриминационными мерами. | |||
Сейм | |||
---|---|---|---|
(польск. sejm) — парламент в Латвии, Литве и нижняя палата парламента Польши. | |||
Сексизм | |||
---|---|---|---|
(< лат. sexus пол) — политическая дискриминация по признаку пола, «половой расизм». Сексизм — понятие, широко используемое в феминизме. | |||
Секуляризация | |||
---|---|---|---|
(позднелат. sae-cularis мирской, светский) — первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение. С конца XIX в. — любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния различных сфер жизни общества и личности. | |||
Селекторат | |||
---|---|---|---|
(< лат. selectio отбор, выбор) — круг лиц, осуществляющих отбор претендентов на руководящие должности. Термин «селекторат» используется в теориях элит при характеристике различных систем рекрутирования элит. | |||
Сенат | |||
---|---|---|---|
(лат. senatus < senex старый, старец)— 1) один из высших государственных органов Древнего Рима; 2) в России в 1711 —1917 — Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору; 3) название верхней палаты парламента в Италии, Испании, США и ряде др. государств. | |||
Сессия парламентская | |||
---|---|---|---|
(< лат. sessio заседание) — период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента и его комиссии. Различают очередные и чрезвычайные (внеочередные) сессии. | |||
Сецессия | |||
---|---|---|---|
(< лат. secessio отделенный уход) — процесс отделения, выхода состава государства какой-л. его части. Проблема сецессии часто возникает на национально-этнической почве в связи с приливом нации (как правило, проживающих компактно) на самоопределение. | |||
Символ политический | |||
---|---|---|---|
(< гр. sybolon знак, опознавательная примта) — знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающую связь между личностью и властью. Политическому символу относятся: флаг, государственный герб и гимн, лозунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой политической культуры присущи свои политические символы. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществляется через процесс политической социализации. | |||
Сионизм | |||
---|---|---|---|
разновидность национальной идеологии и политики, связанная с идеей переселения «всех евреев» на земли их отдаленных предков — к горе Сион близ Иерусалима, ныне — в Государство Израиль. Возник на рубеже XIX—XX вв. | |||
Система "сдержек и противовесов" | |||
---|---|---|---|
существующая в США более 200 лет особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены не только организационно, но и полностью независимы друг от друга, каждая из них обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать др. ветви власти. | |||
Система двухпартийная | |||
---|---|---|---|
система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «система двухпартийная» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. При наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные — не мешают им управлять попеременно. Выделяют следующие разновидности двухпартийной системы: 1) классический вариант (США, Великобритания), где две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти; 2) «система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных партий, она обеспечивает конечный успех одной из сильных партий и тем определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75—80% голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии». | |||
Система избирательная | |||
---|---|---|---|
совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной. | |||
Система многопартийная | |||
---|---|---|---|
система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийной системы отмечаются трех-, четырех, пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. | |||
Система однопартийная | |||
---|---|---|---|
тема, при которой происходит закрепление (фактическое или юридического правящего статуса за одной из решенных политических партий, характеристики партийной систем СССР до 1990 применялся термин«однопартийной системы». Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действуют только одна партия, партийная система как таковая отсутствует. Однопартийная система для тоталитарных и авторитарных режимов. Ныне однопартийная система существу Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, Мавритании. Предназначение одной-единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержание существующему режиму. В политической науке различают: 1) однопартийная система в смысле этого слова, при которых включается даже номинальное существование других партий; на деле та партии являются частью государственного аппарата; 2) фактически однопартийная система, искусственная многопартийность; осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий- сателлите в, чаще всего ориентированных в такие организации, национальный и народный фронт жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989. Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае, к наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий (Революционный комитет Гоминьдана, Крестьянско-демократическая партия и др.), входящих в единый «народно-демократический фронт», демонстрируя некое «политическое единство». | |||
Система партийная | |||
---|---|---|---|
механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Партийная система системы различаются по количеству партий, уровню соревновательности, наличию отсутствию доминирующей партии или коалиции. Проводя классификацию партийной системы следует учитывать три основных показателя: 1) число партий; 2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3) уровень соревновательности между партиями. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. | |||
Система политическая | |||
---|---|---|---|
1) механизм организации и осуществления политической власти, представляющий собой целостную, упорядоченную совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов; 2) теоретический конструкт, являющийся средством системного анализа политики, при котором любое политическое образование, напр., партия, рассматривается как специфическая политическая система. | |||
Ситуация политическая | |||
---|---|---|---|
конкретное соотношение политических сил, совокупность событий, результат политической деятельности. Политические ситуации подразделяются на стабильные и нестабильные (конфликтные); простые и сложные; реальные, текущие и возможные; благоприятные и неблагоприятные; опасные и пр. Анализ политических ситуаций является составной частью политической стратегии и тактики. | |||
Славянофильство | |||
---|---|---|---|
одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в. | |||
Слои социальные | |||
---|---|---|---|
социальные общности, выделяемые по одному или нескольким дифференцирующим признакам (доход, престиж, уровень образования и т.п.). Социальные слои могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп. | |||
Смешанная избирательная система | |||
---|---|---|---|
в ряде государств (РФ, ФРГ, Литва и др.) избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной (см. Пропорциональная избирательная система, Мажоритарная избирательная система). В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть мандатов распределяется пропорционально. | |||
Соборность | |||
---|---|---|---|
понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С.Хомяковым, означающее «единство во множестве». Идеалом соборности Хомяков и др. славянофилы считали православную церковь, которая, в отличие от авторитарной католической церкви, сочетает свободу духа и единство верующих. | |||
Собрание республики | |||
---|---|---|---|
название однопалатного парламента Португалии. | |||
Совет Безопасности ООН | |||
---|---|---|---|
главный постоянно действующий политический орган ООН. Согласно Уставу ООН, на него возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: пяти постоянных (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в Совет на двухлетний срок. | |||
СОВЕТ ЕВРОПЫ (Council of Europe) | |||
---|---|---|---|
европейская межправительственная организация. Устав СЕ был подписан и ратифицирован в 1949. | |||
Совет Федерации | |||
---|---|---|---|
верхняя палата Федерального Собрания РФ. В С.Ф. входят по два представителя от 89 субъектов РФ (по одному от законодательного и исполнительного органа власти). | |||
Советы | |||
---|---|---|---|
органы власти и политическая основа в государствах советского типа. Исторически возникли в России начала XX в. как местные представительные органы, выполнявшие функцию организации стачечной борьбы пролетариата за свои экономические, а затем и политические права. Первоначально назывались советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, чем подчеркивался их социально-классовый характер. После Октября 1917 превратились в постоянные органы власти, органы диктатуры пролетариата, полновластные на подведомственной им территории. По Конституции СССР 1936 были переименованы в советы депутатов трудящихся, а по Конституции 1977 в советы народных депутатов, что подчеркивало качественное изменение их социальной основы. Советы, отрицая принципы разделения властей, были одновременно законодательной, исполнительно-распорядительной и контролирующей властью. Формировались на непрофессиональной основе в соответствии с принципом императивного мандата (см. Республика).В середине 90-х гг. советы всех уровней практически прекратили свое существование в ходе конституционной реформы в РФ. | |||
СОДРУЖЕСТВО (Commonwealth) | |||
---|---|---|---|
(до 1947 — Британское содружество наций) — межгосударственное объединение в составе Великобритании и большинства ее бывших доминионов, колоний и зависимых территорий, возникшее в результате распада британской колониальной империи. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация о принципах содружества (Сингапур, 1971) подтвердила добровольный характер содружества, действующего на принципах консенсуса. | |||
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) | |||
---|---|---|---|
межгосударственное объединение, созданное на ocнове Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств (подписан в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР — Республики Беларусь, РСФСР и Украины). Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г. | |||
Сознание политическое | |||
---|---|---|---|
отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру политического сознания включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. Политическое сознание формируется в процессе политической социализации. | |||
Сознание потестарное | |||
---|---|---|---|
(< лат. роtestas власть) — предполитическая, примитивная, неразвитая форма сознания участников политической жизни. Потестарное сознание характерно для раннеклассовых и доклассовых обществ, широко распространено при модернизации традиционных обществ. | |||
Солидарность | |||
---|---|---|---|
(фр. solidarite) — 1) единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых цел 2) активное сочувствие и поддери чьих-либо действий или мнений. | |||
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич | |||
---|---|---|---|
(1853—1900) — крупнейший русский религиозный философ. Его религиозная философия и в особенности учение «праве человека на достойное существование» послужили основанием социального либерализма в России. | |||
СОРОКИН Питирим Александрович | |||
---|---|---|---|
(1889—1968) - российско-американский социолог, работавший в России до 1922. Сорокин — один из родоначальников теории социальной мобильности асоциальной стратификации. | |||
Социал-демократизм | |||
---|---|---|---|
политическая идеология социал-демократии. В качестве альтернативы капитализму и коммунизму социал-демократы видят демократический социализм — общество, где должны быть воплощены принципы политической, экономической и социальной демократии. К основным ценностям социал-демократизма относятся: свобода, справедливость, равенство и солидарность. В последние десятилетия XX в. социал-демократы акцентируют свою приверженность «новым ценностям» (сохранение мира, экологическая безопасность). В свободе социал-демократы видят не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражения коллектива. Справедливость трактуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность — как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости. Солидарность рассматривается социал-демократами не только как товарищеские взаимоотношения людей, социально родственных сил, но и как общечеловеческий принцип. Социал-демократы полагают, что либерализм пренебрегает солидарностью, консерватизм отрицает равенство, а коммунизм стремится к равенству, исключающему свободу действий личности. | |||
Социализация | |||
---|---|---|---|
процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: соцйализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации; агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.). | |||
Социализация политическая | |||
---|---|---|---|
процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. | |||
Социализм | |||
---|---|---|---|
(фр. socialisme < лат. so-cialis общественный) — 1) учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость. Термин «социализм» впервые появился в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма понятие социализм приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок». Своеобразный набросок модели социалистического общества многие ученые обнаруживают у Платона в книгах «Политика», «Государство». Идеи социализма развивали в своих произведениях Т.Мор, Т.Кампанелла, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., их пытались осуществить на практике мирным путем Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным — Г.Бабеф, МА.Бакунин, К.Маркс, В.И.Ленин и др.; 2) движение, выступающее с критикой либерализма, получившее распространение в XIX в. и существующее в мире прежде всего в формах социал-демократии и коммунистического движения; 3) общественная система, основанная на базе марксистско-ленинских представлений о социализме. | |||
Социализм либертарный | |||
---|---|---|---|
современная форма анархо-социализма. В отличие от др. направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное развитие личности, теория либертарного социализма формируется вокруг одной центральной идеи (ценности) — индивидуальной свободы (в ее индивидуалистическом, негативном понимании). Теоретические основы были заложены в трудах М.А.Бакунина, П.Прудона, П.А.Кропоткина. Он характеризуется недоверием к любой власти и любому авторитету, отрицанием позитивной роли государства и политических партий. Социально-политический идеал либертарного социализма — общество полностью добровольных, автономных мелких коммун, не имеющих какого-л. руководящего и планирующего центра. Сторонники его исходят из бакунинского принципа: свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — рабство. Идеологи либертарного социализма ведут поиски «третьего пути», отличного от капитализма и «реального социализма». В прошлом он отражал преимущественно настроения мелких буржуа, сегодня — главным образом, настроения неудовлетворенных своим положением работников умственного труда, новых средних слоев. | |||
Социализм христианский | |||
---|---|---|---|
направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам. Его приверженцы утверждают, что социалистические идеи содержатся уже в Евангелии, в мировоззрении ранних христиан. В России начала XX в. христианский социализм представлен именами Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова и др. | |||
Социалистический интернационал | |||
---|---|---|---|
международное объединение социалистических и социал-демократических партий. Основан в 1951. Объединяет свыше 70 партий и организаций. | |||
Социология политическая | |||
---|---|---|---|
наука, изучающая взаимодействие политики и общества, социального строя и политических институтов и процессов. Возникла в конце XIX—начале XX в. Основоположники политической социологии — крупнейшие социологи и политологи — Г.Моска, В.Парето, М.Вебер, Р.Михельс и др. | |||
СПАЙКМЕН (Spykman) Николас Джон | |||
---|---|---|---|
(1893—1943) — американский ученый, организатор и первый директор Йельского института по изучению международных проблем. | |||
СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович | |||
---|---|---|---|
(1772—1839) — русский либеральная мыслитель, государственный деятель, реформатор. | |||
Спикер | |||
---|---|---|---|
(< англ, speaker буке, оратор) — председатель нижней палаты парламента в США и Великобритании, ее доминионах, а также в Японии и др. государствах. Спикер формально избирается палатой, фактически — партиями большинства. В Великобритании спикер Палаты общин считается находящимся вне партий, он принимает участие в голосовании только при равном разделении голосов. Спикер руководит заседаниями палаты, кроме случаев, когда палата преобразует себя в комитет палаты. Через спикера палата осуществляет связь с главой государства. | |||
СПИНОЗА (Spinoza) Барух (Бенедикт) | |||
---|---|---|---|
(1632—1677) — нидерландский философ-материалист. | |||
Спонтанный | |||
---|---|---|---|
(< лат. spontaneity самопроизвольный) — вызванный внешними воздействиями, а внутренний ми причинами, самопроизвольный. | |||
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) | |||
---|---|---|---|
учреждения, созданные для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств. К СМИ относятся, радио, телевидение, печать и др. Отличительными чертами функционирования СМИ являются: публичность( надперсональный круг потребителей); наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории. | |||
Стабильность политическая | |||
---|---|---|---|
устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование политической стабильности внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, политическая стабильность определяется легитимностью и эффективностью, власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система. | |||
Стагнация | |||
---|---|---|---|
(< лат. stagnum вода) — застой. | |||
Стадия | |||
---|---|---|---|
(гр. stadion) — период, определенная ступень в развитии чего-либо фаза развития. | |||
Сталинизм | |||
---|---|---|---|
понятие, используемое для характеристики идеологии политики советского государства в период правления И.В.Сталина (20—50-е гг.). | |||
Статус | |||
---|---|---|---|
(лат. status состояние, поза, позиция) — положение, состояние, место в системе, иерархии. Различают аскриптивный (прирожденный, унаследованный) и достигнутый статус. | |||
Статут | |||
---|---|---|---|
(позднелат. statutum) — 1) положение, устав, определяющие порядок организации и деятельности внутригосударственных и международных учреждений и организаций; 2) законодательные акты некоторых государств (Великобритании, США); 3) устав, положение о каком-л. ордене, определяющие порядок его присвоения, ношения, описание. | |||
Стереотип политический | |||
---|---|---|---|
(< гр. stereos твердый + typos отпечаток) — упрощенное, схематическое и ценностно ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа характерна персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. политический стереотип в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве. | |||
Стортинг | |||
---|---|---|---|
(иорв, storting < stor большой + ting совет) — двухпалатный парламент Норвегии. | |||
Стратегия политическая | |||
---|---|---|---|
(rp.strategia < stratos войско + ago веду) — направление и способ осуществления политической деятельности государством, партиями и др. политическими институтами, характеризующиеся ориентацией на общие долговременные цели, крупномасштабные задачи, а также использованием соответствующих ресурсов. политическая стратегия определяет долговременье цели политического, социально-экономического и духовного развития; основные этапы и их последовательность; принципы и приоритеты; средства мобилизации ресурсов и т.д. Политическая стратегия воплощается в политическом курсе, который направляется и фиксируется в теориях, политической доктрине, программе. | |||
Стратификация социальная | |||
---|---|---|---|
(лат. stratum настил, слой + facere делать) — иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества. | |||
Строй политический | |||
---|---|---|---|
понятие, обозначающее политическую структуру общества и политический режим. | |||
СТРУВЕ Петр Бернгардович | |||
---|---|---|---|
(1870— 1944) — крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик — член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной думы. | |||
Структурный функционализм | |||
---|---|---|---|
направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функционализма, любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Подструктурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (напр., депутат — это политическая роль, а парламент — политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий (см. Методы политологии). | |||
Субкультура политическая | |||
---|---|---|---|
совокупность политических ориентацией и моделей политического поведения, отличающаяся от доминирующих в обществе. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, этнические группы, и др. | |||
Суброгация | |||
---|---|---|---|
(лат. subrogatio) — частичное дополнение к старому закону. | |||
Субъект | |||
---|---|---|---|
(< лат. subjectus лежащий в основе) — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носители каких-л. свойств; личность. | |||
Субъект Федерации | |||
---|---|---|---|
государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из субъекта федерации, которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. Каждый субъект имеет свою конституцию, законодательство, а в некоторых федеративных государствах и свою судебную систему. Конституции федеративных государств всегда проводят четкое, детальное разграничение компетенции федерации как таковой и ее субъектов. Степень относительной самостоятельности субъектов в их отношениях с центром может быть различной в различных государствах, но при этом они равноправны друг с другом. Равноправие субъектов федерации — один из основных принципов федерализма. | |||
Субъекты РФ | |||
---|---|---|---|
государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 85 субъектов, в т.ч. 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), 1 автономная область (Еврейская автономная область), 4 автономных округов. Конституция РФ (1993) устанавливает 6 видов субъектов РФ: республики в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции РФ, все субъекты РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти. Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Так, напр., из всех субъектов РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие субъекты РФ должны принимать уставы соответствующего субъекта РФ. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции РФ. | |||
Суверен | |||
---|---|---|---|
(фр. souverain) — носитель верховной власти. | |||
Суверенитет | |||
---|---|---|---|
(нем. Souveranitat < фр. souverainete верховная власть) — верховенство и независимость власти. Понятие «суверенитет» было введено в политическую науку французским юристомЖ-50-деном, который определял суверенитет как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о суверенитете было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею суверенитета с выражением общей народной воли. | |||
Суфражизм | |||
---|---|---|---|
(англ, suffragism < sui frage право голоса) — женское движение за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав. Суфражизм возник в Великобритании второй половине XIX в. Женщины получили избирательные права впервые Новой Зеландии (1893) и в Европе Финляндии (1906). После Первой мировой войны содержал победу в Старом и Новом Свете: США предоставил избирательные права женщине в 1920, Англия — в 1928, Франция — в 1944Й Швейцария — в 1971, Лихтенштейн в 1986. | |||
Сценарий политический | |||
---|---|---|---|
способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, политической сферы, социальных отношений и т.п. | |||