Глоссарий по курсу "История социологии"


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

А

Аномия

Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставкаνόμος — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатияразочарование, противоправное поведение). 
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок, по причине ее несоответствия новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.

Она проявляется в виде следующих нарушений:

  1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
  2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
  3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.

Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

Аномия проявляется в различных сферах жизни общества. В настоящее время проводятся исследования проявлений аномии в экономике, политике, семейных отношениях, религии. 

Огромную опасность для общества представляет вызванное аномией девиантное поведение. Распространение аномии приводит к увеличению уровня алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступности, разводов и неполных семей.


Ссылка на запись: Аномия

Б

Бергер Питер

Питер Людвиг Бергер (нем. Peter Ludwig Berger17 марта 1929Вена — 27 июня 2017, Бруклайн, Массачуссетс, США) — австрийский лютеранский теолог и социолог, живший в США, представитель социально-конструкционистского направления в социологии.

Известен прежде всего благодаря своему труду Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания ((   Нью-Йорк, 1966), который он написал совместно с Томасом Лукманом.

Биография

Бергер родился в Вене и эмигрировал в США после Второй мировой войны (1946). В 1949 году закончил Вагнер Колледж со степенью бакалавра гуманитарных наук. Продолжил своё образование в New School of Social Research в Нью-Йорке, где в 1950 году получил магистра гуманитарных наук и в 1952 году доктора философии.

В 1955 и 1956 сотрудничал с Евангелической академией в Бад Болль. В 1956—1958 годах был ассистент-профессором  .) в Университете Северной Каролины; в 1958—1963 годах ассоциированный профессор Хартфордской теологической семинарии. На следующих этапах своей карьеры преподавал в Новой школеРутгерском университете и Бостонском колледже.

В 19812009 годах — профессор социологии и теологии в Бостонском университете.

В 19852010 годах руководил созданным им Институтом исследования экономической культуры, который был преобразован в Институт культуры, религии и мировых проблем и в настоящее время входит в состав Школы глобалистики Фредерика С. Парди  Бостонского университета.

Научные труды

Монографии

Ссылка на запись: Бергер Питер