Тематический план
- Добро пожаловать на курс "История социологии"
- Описание курса "История социологии"
Описание курса "История социологии"
- Лекционный курс 1 семестр
Лекционный курс 1 семестр
- Лекционный курс 2 семестр
Лекционный курс 2 семестр
- Лекционный курс 3 семестр
Лекционный курс 3 семестр
- Семинарские занятия
Семинарские занятия
- Оценочно-диагностические средства по дисицплине
Оценочно-диагностические средства по дисицплине
- Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
- Учебно- методическое и информационное обеспечение дисициплины
Учебно- методическое и информационное обеспечение дисициплины
- Подготовка реферата
Подготовка реферата
- Глоссарий по курсу
Глоссарий по курсу
- Материалы по курсу "История социологии"
Материалы по курсу "История социологии"
Закрепляем доклады Семинарского занятия N 1 на тему:
« Введение в историю западной социологии»
1.История социологии как научная дисциплина о развитии социологического знания.
2. Подходы к периодизации истории западной социологии.
3. Основные теоретические направления.
4. Дискуссии о предмете и методе социологии в истории западной социологии.
5. Соотношение истории социологии с другими науками.
6. Эволюция и становление социологической мысли.
7. Донаучный этап развития социологии.
Закрепляем доклады Семинарского занятия N 2 на темы: «О.Конт как родоначальник позитивистской социологии» и «Социологическая концепция Г. Спенсера»
1.О.Конт о предмете и задачах социологии.
2. Методы позитивной социологии.
3.Социальная статика и социальная динамика - основные разделы социологии О.Конта. Закон "трех стадий"
4. Позитивная политика, ее сущность. Утопическая концепция будущего общества.
5. Социология, ее предмет и задачи у Г. Спенсера
6. Органицизм как методологический принцип изучения общества.
7.Эволюционное развитие общества в социологии Г. Спенсера. Соотношение эволюции и прогресса.
8.Место Г.Спенсера в истории социологии.
1. Предмет и структура социологии как науки.
2. Правила социологического метода, сущность «социологизма».
3. Общественная солидарность, разделение труда, аномия.
4.Анализ таких явлений как мораль, аномия, отклоняющееся поведение, самоубийство по Э.Дюркгейму
5. Место социологии в системе социальных наук.
6. Социологический анализ самоубийств.
7. Типология самоубийств по Э. Дюркгейму.
8. Связь и различие индивидуального и коллективного сознания
1.Разработка структурно-функционального метода исследования и теории социального действия Т. Парсонсом.
2.Структура социального действия в социологии Т. Парсонса.
3.Понятия «социальная система», «функция», «структура», разнообразие подсистем.
4. Р.Мертон о концептуальном аппарате структурного функционализма
5.Социологический функционализм Р. Мертона.
6Явные и латентные социальные функции Р. Мертона..
7.Мертон о типах социальной адаптации.
8Теория бюрократии Р. Мертона..
Доклады закрепляем во вкладке «Теория структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона» в любом формате (желательно Ворд)
Доклад оформляем как обычно Доклад_Группа, ФИО, тема №4, название вопроса
Сам файл называем: Доклад_Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема №4_вопрос 7
Например, Доклад_С-1-19_Иванов И.Г., тема 4, вопрос 7
1. Взгляды Зиммеля на социологию как науку, и ее место среди других наук.
2. Г. Зиммель о конструировании предмета социологии нетрадиционным путем.
3.Содержание метода и виды социологии у Зиммеля.
4. Чистые формы и чистый факт социации Зиммеля.
5.Типологизация форм социации по Зиммелю.
6. Концепция «чистой» формальной социологии Ф. Тенниса.
7.Формы социальной жизни Ф. Тенниса.
8. Учение Ф. Тенниса о типах общинных отношений. Работа «Община и общество».
Доклады закрепляем во вкладке семинарское занятие N 5 «Г. Зиммель и Ф. Теннис как представители формальной социологии»
в любом формате (желательно Ворд).
Доклад оформляем как обычно Доклад_Группа, ФИО, тема №4, название вопроса
Сам файл называем: Доклад_Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема №5_вопрос 7
Например, Доклад_С-1-19_Иванов И.Г., тема 5, вопрос 7
1. Предмет понимающей социологии М.Вебера. Структура и виды социального действия М.Вебера.
2. Категория "рациональность», идеальный тип как логическая конструкция М.Вебера.
3. М. Вебер о бюрократии, ее социальная сущность.
4. Учение о типах господства М.Вебера.
5. Социально - исторические и философско- теоретические предпосылки возникновения марксистской социологии в Европе.
6. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе. Концепция общественно - экономической формации.
7. Теория классов как теория социального конфликта К. Маркса.
8. Историческое значение марксизма.
Доклады закрепляем во вкладке «Доклады по Теме №6 «Социологическая теория М.Вебера», «Зарождение марксистской социологии и ее эволюция» в любом формате (желательно Ворд)
Доклад оформляем как обычно Доклад_Группа, ФИО, тема №6, название вопроса
Сам файл называем: Доклад_Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема №6_вопрос 7
Например, Доклад_С-1-19_Иванов И.Г., тема 6, вопрос 7
1.Концепция Маркузе.
3. Американский «неомарксизм».
4. Понятие миллсовской социальной теории
5.Социологическая концепция Ю. Хабермаса.
6. Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса.
7.Категория «жизненный мир» Ю. Хабермаса.
8. Научный вклад Н. Пулантцаса в социологию.
Доклады закрепляем во вкладке семинарское занятие N 7 «Неомарксизм. Постмарксизм» в любом формате (желательно Ворд).
Доклад оформляем как обычно Доклад_Группа, ФИО, тема №7, название вопроса
Сам файл называем: Доклад_Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема №7_вопрос 7
Например, Доклад_С-1-19_Иванов И.Г., тема 7, вопрос 7
В этой вкладке мы можете закрепить задания, выполненные для добора баллов. В названии файла необходимо написать по какому модулю производите добор баллов, а также, что именно Вы сдаете.
Максимум в модуле в 1 УМ 10 баллов, во 2 УМ 15 баллов.
Конспект принимается одним файлом формата WORD (фото всех страниц вопросов по порядку, с названием самих вопросов, которые помечены цветом). В зависимости от того, сколько баллов Вам необходимо набрать, столько вопросов вы пишите из пройденных тем с учетом, что 1 вопрос=3 балла.
Файл обязательно называем в следующем формате: ДОБОР БАЛЛОВ ПО 1 УМ_ Конспект _Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ вопросы_ количество вопросов_
Например, ДОБОР БАЛЛОВ ПО 1 УМ_ Лекции 1-4 _С-1-19 _Иванов П.Ю._ вопросы 2,14,25_ 3 шт.
Или, например, ДОБОР БАЛЛОВ ПО 2 УМ_ Конспект _С-1-19 _Иванов П.Ю._ вопросы 2,14,18, 20, 25_ 5 шт.
1. Конфликт как важнейший элемент социального взаимодействия. Функции социального конфликта
2. Интерпретация социального конфликта Л.Козера и Р. Дарендорфа.
3. Особенности теории конфликта Л. Козера.
4. Управление социальными изменениями, регуляция конфликта. Л.Козера и Р. Дарендорфа
5.История развития бихевиоризма.
7.Теория социального обмена. Становление теории социального обмена.
8.Главные положения теории социального обмена.
Доклады закрепляем во вкладке семинарское занятие N 8 «Теория конфликта Р. Дарендорфа, Л. Козера» и «Бихевиоризм и теория социального обмена» в любом формате (желательно Ворд).
Доклад оформляем как обычно Доклад_Группа, ФИО, тема №8, название вопроса
Сам файл называем: Доклад_Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема №8_вопрос 7
Например, Доклад_С-1-19_Иванов И.Г., тема 8, вопрос 7
1.Принципы бихевиористской социологии - теоретическая база концепции социального обмена
2.Основные постулаты Дж. Хоманса, регулирующие социальное поведение.
3.Теория интегративного обмена П. Блау как синтез принципов структурного функционализма и социального обмена.
4.Психологический редукционизм Хоманса и Блау. Проблема связи микро- и макро- уровней социальной реальности.
5. Общая характеристика символического интеракционизма.
6. Сущность направления символического интеракционизма.
7. Значимость Дж. Г. Мида в социологии.
8. Структура личности в концепции Дж. Г. Мида.
9. Социологический аспект проблемы межличностного взаимодействия.
10. Три аспекта сознания по Ч. Кули.
11. Учение о первичных и вторичных группах.
Влияние феноменологии Э. Гуссерля и понимающей социологии М. Вебера на мышление А. Шюца.
Феноменология и социология: проект построения социально-научного знания на феноменологическом основании.
Жизненный мир как социологическая категория, его характеристики, объективные формы социальной жизни как концентрация индивидуального опыта личности.
Интерсубъективность и процедура типизации в концепции А. Щюца.
Доклады закрепляем во вкладке семинарское занятие N 10 «Феноменологическая социология А. Щюца» в любом формате (желательно Ворд).
Доклад оформляем как обычно Доклад_Группа, ФИО, тема №10, название вопроса
Сам файл называем: Доклад_Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема №10_вопрос 7
В этой вкладке мы можете закрепить задания, выполненные для добора баллов. В названии файла необходимо написать по какому модулю производите добор баллов, а также, что именно Вы сдаете - лекцию или конспект вместо доклада.
Максимум в модуле в 3 УМ 18 баллов.
3 УМ - это лекции № 9-18 и доклады тема№2-9
Конспект принимается одним файлом формата WORD (фото всех страниц вопросов по порядку, с названием самих вопросов, которые помечены цветом). В зависимости от того, сколько баллов Вам необходимо набрать, столько вопросов вы пишите из пройденных тем с учетом, что 1 вопрос=2 балла.
Файл обязательно называем в следующем формате: ДОБОР БАЛЛОВ ПО 3 УМ_ Конспект _Группа _Фамилия И.О (сокращенно)_ тема _ вопрос количество вопросов_
Например, ДОБОР БАЛЛОВ ПО 3 УМ_ Лекции 14,15 _С-1-19 _Иванов П.Ю._ 2 шт.
Или, например, ДОБОР БАЛЛОВ ПО 3 УМ_ Конспект _С-1-19 _Иванов П.Ю._ тема 6_вопрос 8_ тема 8_ вопрос 5_ 2 шт.
Этнометодология Г. Гарфинкеля.
Стратегии этнометодологии.
Проблема рациональности социальной жизни, анализ методов, используемых людьми в повседневной жизни для осмысления деятельности.
Место этнометодологии в современном социологическом знании.
Процесс познания по П. Бергеру.
Фазы в развитии общества и личности по П. Бергеру.
Концепция религии П. Бергера.
1.Особенности формирования социальных взглядов, социально- экономическая, политическая и социокультурная ситуация в России в первой половине XIX.
2. Российская социология: этапы становления, эволюция, характерные особенности.
3. Основные направления и школы российской социологии.
4. Ι этап развития российской социологии - вторая половина XIX - начало XX в.
5. ΙΙ этап развития российской социологии - с рубежа 1910-1920-х гг. до начала 1930-х гг.
6. ΙΙΙ этап развития - возрождение отечественной социологии (конец 1950-х - начало 1970-х гг.).
7. ΙV этап - период застоя (1970-1980-е гг.).
8. V этап - с конца 1980-х гг. до наших дней.
Контрольные работы по курсу «История социологии» гр. ЗС-1-19
В этой вкладке закрепляем выполненную контрольную работу. Файл называем_ ЗС-1-19_ Иванова И.И._ Контрольная работа тема №_. Темы контрольных работ не должны совпадать у студентов одной учебной группы. Тему выбираем по последней цифре зачетной книжки. Например, если последний номер зачетной книжки цифра 1, то выбираем из тем№1,11,21,3 и так далее. Например, если последний номер зачетной книжки цифра 2, то выбираем из тем№2,22,32 и так далее.
Темы контрольных работ
Ι семестр
История социологии как научная дисциплина о развитии социологического знания.
Методы позитивной социологии.
Социальная статика и социальная динамика - основные разделы социологии О.Конта. Закон "трех стадий"
Позитивная политика, ее сущность. Утопическая концепция будущего общества.
принцип изучения общества.
социологии Г. Спенсера. Соотношение
эволюции и прогресса.
Место Г.Спенсера в истории социологии.
Р.Мертон о концептуальном аппарате структурного функционализма.
Взгляды Зиммеля на социологию как науку, и ее место среди других наук.
Г. Зиммель о конструировании предмета социологии нетрадиционным путем. Содержание метода и виды социологии у Зиммеля.
Чистые формы и чистый факт социации. Типологизация форм социации по Зиммелю.
Концепция «чистой» формальной социологии Ф. Тенниса. Формы социальной жизни.
Учение о типах общинных отношений. Работа «Община и общество».
Понятие воли, ее виды в концепции Ф. Тенниса.
Предмет понимающей социологии. Структура и виды социального действия.
Категория «рациональность», идеальный тип как логическая конструкция.
Управление социальными изменениями, регуляция конфликта