Лекция 11. Налоговый контроль

Налоговый контроль

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Таможенные органы и органы гос. внебюджетных фондов  в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при этом пользуются правами и несут обязанности, предусмотренными для налоговых органов.

Налоговые, таможенные органы и органы внебюджетных фондов могут информировать друг друга об имеющих материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках.

При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушении положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушении принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц.

Существует три вида налоговых проверок: камеральная , выездная и встречная.

Проверки могут охватывать период не более, чем три календарных года деятельности предприятия, предшествующих году проведения проверки.

В случае необходимости получения информации о деятельности других организаций или физ. лиц, связанных с проверяемой организацией, то у них могут быть истребованы документы, относящиеся к деятельности последней, то есть произведена встречная проверка. Непредставление организацией налоговому органу сведений о проверяемой организации или представлении заведомо ложных сведений влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. За те же действия, свершенные физ. лицом, налагается штраф в сумме 500 руб.

Запрещено проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период, за исключением случаев, когда проверка производится в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия или вышестоящим налоговым органом в виде контроля за деятельностью подчиненного налогового органа.

11.1. Камеральная налоговая проверка

Проводится по месту нахождения налогового органа на основе данных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления налогов, без специального решения руководителя налогового органа или его заместителя в течение двух месяцев с даты представления организацией документов.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в них, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие изменения в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, выставляется платежное требование об уплате соответствующей суммы.

При проведении проверки налоговый орган вправе затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность расчета и своевременность уплаты налога.

По результатам проверки составляется справка (акт) с отражением ее результатов, который подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, и руководителем (главным бухгалтером) проверяемой организации.

11.2. Выездная налоговая проверка

Проводится в отношении организаций и индивидуальных частных предпринимателей на основании письменного решения руководителя налогового органа или его заместителя не чаще одного раза в год (по одному и тому же виду налогов) и не более двух месяцев (по решению вышестоящего налогового органа – до трех месяцев). Независимо от времени проведения предыдущей проверки проводятся выездные проверки, связанные с ликвидацией (реорганизацией) налогоплательщика и проводимая вышестоящим налоговым органом.

При необходимости лица, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений.

При наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о свершенном правонарушении могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится их изъятие по акту, составленному должностным лицом, проводящим проверку.

Результаты проверки оформляются в виде акта, подписываемого работником налогового органа, проводившим проверку, руководителем проверяемой организации. Если акт по результатам проверки не составлен, считается, что проверка состоялась, но правонарушений не обнаружено (составляется справка).

Налогоплательщик вправе в течение двух недель представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. В этом случае руководитель налогового органа в присутствии должностных лиц проверяемой организации рассматривает представленные объяснения и выносит решения по ним.

11.3. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий
их должностных лиц

Акты налоговых органов, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в арбитражный суд.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в письменном виде в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, с приложением обосновывающих жалобу документов.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящая налоговый орган вправе:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

-изменить решение или вынести новое решение.

О принятом решении в течение трех дней в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

Жалобы (исковые заявления), поданные в арбитражный суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.