Лекция 16. Корпоративное налоговое планирование

Корпоративное налоговое планирование

Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в таблице.

Таблица

Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

Показатель

Алгоритм расчета

1.Общий коэффициент эффективности налогообложения

Чистая прибыль / Совокупные налоговые издержки

(В налоговые издержки включаются как косвенные налоги в размере сумм к доплате, так и налоги, относящиеся на себестоимость и прибыль)

2. Налогоемкость продаж

Совокупные налоговые издержки / Объем продаж

(в объем продаж включается выручка от реализации продукции (работ, услуг) и полученные от покупателей суммы косвенных налогов)

3. Коэффициент налогооб-ложения доходов

Оборотные налоговые издержки / Выручка от реализации

(в оборотные налоговые издержки включаются косвенные налоги, являющиеся по своей сути оборотными)

4. Коэффициент налогообложения затрат

Налоговые издержки, относимые на затрат / совокупные затраты

5. Коэффициент налогообложения прибыли

Налоговые издержки, относимые на прибыль / прибыль

(в расчете может использоваться любой из показателей прибыли : операционная, налогооблагаемая, чистая и т.д.)

Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

- если значение показателя составляет не более 20 %, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;

- в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);

- в интервале 45–70 % налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;

- если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

Очень важное значение в налоговом планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

Чистый финансовый результат предприятия можно выразить формулой

ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,

где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп – налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах) Сп, можно выразить сумму налога на прибыль следующей формулой:

Нп = Сп х (В – З – Нс),

В таком случае, можно преобразовать формулу чистого финансового результата:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия до оптимизации:

ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Курсивом выделим результат после оптимизации:

В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

Тогда, можно рассчитать эффект (экономию) от оптимизации по следующей формуле:

Э = ЧФЧФ = ВВЗ + З – Нп х (ВВЗ + ЗНс + Нс) – Нс + НсНпр + Нпр.

Поскольку выручка до и после оптимизации одинакова (В=В), то

Э = – З + З – Нп х (– З + ЗНс + Нс) – Нс + НсНпр + Нпр.

Эта формула позволяет оценить эффект от оптимизации налогов. При этом эффективность оптимизации зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.

Процесс налогового планирования

Состоит из семи взаимосвязанных между собой этапов. Первые три этапа относятся к стратегическому налоговому планированию, а последующие четыре – к тактическому.

Первый этап – появление идеи об организации бизнеса, формулирование целей и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодательством.

Второй этап – выбор наиболее выгодной с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов. Имеются в виду не только оффшорные зоны, но и территории Российской Федерации с особенностями местного налогообложения.

Третий этап –выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами. Так, например, возможно оформление работника организации предпринимателем без образования юридического лица. Получив новый статус, работник уплачивает меньший налог, а организация к тому же освобождается от уплаты отчислений в фонды социального страхования и обеспечения.

Четвертый этап –предусматривает формирование так называемого налогового поля – таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога. На основании этой информации специалистами предприятия анализируются все предоставленные законом льготы по каждому налогу. На основании этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап – разработка ( с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т.п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т.е. еще до того как она будет заключена.

Шестой этап – предусматривает выполнение цепочки действий:

- подбираются типичные хозяйственные операции;

- разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и налоговых проводок;

- из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета;

- оценивается получение максимального налогового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

- определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год.

Седьмой этап – непосредственно связан с организацией и ведением надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.