Опорный конспект к лекции 4 - Факторы развития личности.

Тема 4. Факторы развития личности

1. Взгляды классиков педагогической мысли на принцип прородосообразности

Современное состояние изучаемой проблемы исторически обусловлено и подготовлено классиками зарубежной и русской педагогики

2. Различные точки зрения по определению роли различных факторов на развитие личности:

Аристотель – 3 вида души

Я.А. Коменский: Человек, являясь частью природы, подчиняется, как частица природы, её универсальным законам (4 возраста – 4 стадии развития растений)

Ж.-Ж. Руссо: Следование природе ребенка - «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем станут взрослыми. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать»

К.Д. Ушинский: «Человек как предмет воспитания.  Опыт педагогической антропологии»

1. Теория преформизма – древнейшая теория – всё в семени. Психологи- Кеттел, Фрейд

  1. Биогенетическая теория – прослеживается аналогия между развитием человека и развитием человеческого  рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и  в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни: первый год – развитие обезьяны; второй год – элементарное человеческое состояние; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и т.д; зрелость – современная культура.
  2.  Интеракционистская теория или теория конвергенции – поведение человека рассматривается как итог взаимодействия наследственности и среды

Источник активности личности  - потребности: объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметном содержанием

Источником и стимулом развития личности является разрешение противоречий, присущих её существованию

Пирамида потребностей по А. Маслоу;

В самоактуализации

В уважении и самоуважении

В любви и принадлежности

В безопасности

Физиологические

Потребность как состояние личности связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Характеристика основных факторов развития личности

Наследственность - воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями; передача от родителей к детям определенных особенностей, заложенных в генетическую программу

Среда – совокупность условий, окружающих человека

Воспитание/самовоспитание

  • Анатомо-физиологическая структура биологического вида «Человек разумный»
  • Особенности нервной системы (темперамент)
  • Физические особенности
  • Безусловные рефлексы
  • Функциональные особенности
  • Аномалии наследственного происхождения
  • Задатки (общечеловеческие, специфические)
  1. Природная

Биологическая Географическая

  1. Социальная

Макросреда

Микросреда

В отличие от  социальной среды оказывает на человека целенаправленное влияние, поэтому роль столь значима.

Влияние всех факторов реализуется лишь в процессе деятельности самой личности

«Материальная основа, предпосылки, фундамент развития»

«Условие и источник развития»

«Решающий фактор развития»

Последнее изменение: Monday, 10 February 2014, 17:15