Опорный конспект к лекции 4 - Факторы развития личности.
Тема 4. Факторы развития личности
1. Взгляды классиков педагогической мысли на принцип прородосообразности |
Современное состояние изучаемой проблемы исторически обусловлено и подготовлено классиками зарубежной и русской педагогики |
2. Различные точки зрения по определению роли различных факторов на развитие личности: |
Аристотель – 3 вида души Я.А. Коменский: Человек, являясь частью природы, подчиняется, как частица природы, её универсальным законам (4 возраста – 4 стадии развития растений) Ж.-Ж. Руссо: Следование природе ребенка - «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем станут взрослыми. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать» К.Д. Ушинский: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» |
1. Теория преформизма – древнейшая теория – всё в семени. Психологи- Кеттел, Фрейд
|
Источник активности личности - потребности: объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметном содержанием |
Источником и стимулом развития личности является разрешение противоречий, присущих её существованию |
Пирамида потребностей по А. Маслоу; В самоактуализации В уважении и самоуважении В любви и принадлежности В безопасности Физиологические |
Потребность как состояние личности связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. |
Характеристика основных факторов развития личности
Наследственность - воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями; передача от родителей к детям определенных особенностей, заложенных в генетическую программу |
Среда – совокупность условий, окружающих человека |
Воспитание/самовоспитание |
|
Биологическая Географическая
Макросреда Микросреда |
В отличие от социальной среды оказывает на человека целенаправленное влияние, поэтому роль столь значима. Влияние всех факторов реализуется лишь в процессе деятельности самой личности |
«Материальная основа, предпосылки, фундамент развития» |
«Условие и источник развития» |
«Решающий фактор развития» |