Опорный конспект к лекции 1: Понятие, предмет и категории психологии и педагогики

Лекция 1. Понятие, предмет и основные категории психологии и педагогики        

Часть 1. Психология

“Психология” (греч. psyche - душа , logos  - знание) - дословно означает «знание о душе». 

Современная психология:                                          цель                                                      методы 

  • академическая (научная)                           знание                                                              научные (наблюдение, эксперимент)
  • практическая                                             помощь и польза                                              научно обоснованные, систематизированные
  • житейская                                                  помощь и польза                                              ненаучные, интуитивные

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Рождение психологии как науки – 1879г., Лейпциг – В.Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии.

Предмет изучения психологии – психика.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Сознанием называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Психические процессы и состояния  – познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные

Психические свойства – темперамент, характер, способности, направленность личности

В психике представлены и упорядочены события прошлогопамяти), настоящего (в совокупности образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущегопобуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах). У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер.

Реальные психические явления не доступны непосредственному наблюдению и изучению (латентны), они проявляют себя через деятельность, поведение, через те или иные более или менее заметные реакции.

Методы  научной психологии  (по Б.Г.Ананьеву).

I группа - организационные методы.

–      сравнительный метод

–      лонгитюдный метод

–      комплексный метод 

II группа - эмпирические методы.

–      наблюдение и самонаблюдение;

–      экспериментальные методы;

–      психодиагностические методы (анкеты, опросники, тесты, социометрия, интервью);

–      анализ продуктов деятельности;

–      биографические методы

III группа - методы обработки данных.

–      количественный (статистический)

–      качественный

IV группа — интерпретационные методы.

*          генетический 

*          структурный

Лекц.1.Часть 2. Педагогика

 «Педагогика» (греч. «пайдос» - дитя,  «аго» - вести) -  «детовождение».

Педагогика  – наука и практика воспитания, обучения, образования.

Предметом педагогики является особая, целенаправленная, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человека к жизни общества, включающая в себя процессы обучения, воспитания и просвещения личности. В законе РФ «Об образовании» эта деятельность названа образованием.

Педагогика – наука об образовании (обучении, воспитании)  человека.

Основные категории педагогики

Обучение – это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого (преподавание + учение), направленный на формирование у обучаемых системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленный на реализацию целей образования

Образование - особая, целенаправленная, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человека к жизни общества, включающая в себя процессы обучения, воспитания и просвещения личности.

Развитиепроцесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – процесс и результат развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности).

К числу наиболее важных связей с психологией педагогика относит:

  • Возрастные характеристики групп воспитанников и обучаемых.
  • Представления о сущности психических явлений.
  • Интерпретации отдельных характеристик личности, в первую очередь – самостоятельности, активности, мотивации.

Педагогика  представляет   собой  сложную  систему   педагогических  наук.  В  ее  структуру  входят:

  • общая  педагогика, исследующая  основные  закономерности  образования;
  • теория воспитания;
  • дидактика(теория обучения);
  • возрастная  педагогика - дошкольная,  школьная педагогика,  педагогика  взрослых,  изучающая  возрастные  аспекты   обучения   и  воспитания;
  • коррекционная  педагогика – сурдопедагогика  (обучение  и  воспитание  глухих  и  слабослышащих), тифлопедагогика (обучение  и  воспитание  слепых  и  слабовидящих), олигофренопедагогика  (обучение  и  воспитание  умственно  отсталых  и  детей  с  задержками   умственного  развития),  логопедия (обучение  и  воспитание   детей   с  нарушениями  речи);
  • частные методики – предметные  дидактики, исследующие   специфику   применения   общих   закономерностей  обучения  к  преподаванию  отдельных  учебных   предметов;
  • история  педагогики  и  образования,   изучающая  развитие  педагогических  идей   и  практики  образования   в  различные    исторические   эпохи;
  • отраслевая  педагогика (военная,  спортивная,  высшей  школы,  производственная  и  т.п.)
  • философия   образования
  •  сравнительная   педагогика
  •  социальная   педагогика  и  др.

задачи педагогики:

1. Вскрытие закономерностей в области образования и управления образовательными системами.

2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

4. Прогнозирование образования.

5. Внедрение результатов исследований в практику.

6.Разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

 

Последнее изменение: Monday, 10 February 2014, 15:00