Опорный конспект к лекции 2: Психика: сущность и развитие

Тема: ПСИХИКА – СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

Основные понятия темы:

Раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия.

Чувствительность — это способность организмов отражать биологически нейтральные ("абиотические") воздействия, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Инстинкты - наследственно закрепленные, структурно и функционально жесткие системы целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Нейрон (от греч. néuron — нерв) – это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко специализирована и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки (аксон и дендриты). В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов.

Реце́птор — сложное образование, состоящие из терминалей (нервных окончаний) и дендритов чувствительных нейронов, глии и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды (раздражение) в нервный импульс.

Анализатор - система мозговых структур и органов чувств, обеспечивающая восприятие, переработку и хранение информации

Рефлекс – закономерная ответная реакция организма на любое воздействие, которое реализуется в форме последовательного возбуждения элементов, образующих рефлекторную дугу.

  1. Развитие психики в филогенезе

 

Стадии психического отражения

(по А.Н. Леонтьеву)

Уровень психического отражения

(по К.Э. Фабри)

и его содержание

Виды живых существ,

достигших этого уровня развития

Физиологическая основа – нервная система

1.Стадия элементарной сенсорной психики

 

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. жесткие врожденные программы поведения - инстинкты.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

Гуморальная форма регуляции

Сетевая (диффузная) нервная система

Узловая нервная система

2. Стадия перцептивной психики.

 

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

 

 

 

Трубчатая нервная система

3. Стадия интеллектуальной психики

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно- исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей.

 

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные

Трубчатая нервная система

      

Нервная система

 центральная  - головной и спинной мозг                     

периферическая - отходящие от головного и спинного мозга нервы

Соматическая   нервная система обеспечивает связи организма с внешней средой, чувствительность и движение, вызывая сокращение скелетной мускулатуры.

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание и др.)

 

 

 

Последнее изменение: Monday, 10 February 2014, 15:03