Topic outline
- General
General
- Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – дать студентам основные знания в области права, выработать позитивное отношение к нему.
Современный бакалавр должен обладать правовыми знаниями, практическими навыками по защите своих прав и регулированию правоотношений в процессе жизни и деятельности. Законодательно закрепленное равноправие всех субъектов государства может быть достигнуто лишь при условии повышения уровня юридической подготовки в обществе.
Задача дисциплины – выработать умения: понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом: анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Дисциплина «Основы права/Право» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла Б1.Б.7 основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология».
Дисциплина «Основы права/Право» базируется на дисциплинах «Обществознание» и «История» системы общего среднего образования. Обучающиеся должны владеть основными понятиями дисциплин «Обществознание» и «История».
Основы права/Право дает будущему бакалавру возможность ориентироваться в правовых вопросах, существующей правовой действительности, иметь представление о своих правах и обязанностях и в случае необходимости грамотно их отстаивать.
В результате изучения дисциплины «Основы права/Право» формируются следующие компетенции или их составляющие:
способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- основные понятия теории государства и права;
- специфику различных отраслей права и вытекающих из них правоотношений;
- механизм правовых отношений;
- важнейшие общеправовые концепции.
2. Уметь:
- самостоятельно анализировать литературу и источники;
- использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;
- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
3. Владеть:
- правовыми знаниями для развития личности и подготовки грамотного специалиста;
- терминологией и основными понятиями, используемыми в данной дисциплине.
Общая трудоемкость дисциплин составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.
Структура дисциплины
Вид учебной работе
Всего часов
из них, проводимых в интерактивной форме
семестр
1
ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
144
24
144
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
36
24
36
Лекции (Лк)
18
18
18
Практические (семинарские) занятия (ПЗ)
18
6
18
Лабораторные работы (ЛР)
и(или) другие виды аудиторных занятий
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
106
106
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
и (или) другие виды самостоятельной работы
106
106
ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
(З – зачет, Э – экзамен)
Э
Э
Разделы дисциплины и виды занятий
№
п/п
Раздел
дисциплины
Всего часов на раздел
Семестр
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
Лк
ПЗ
ЛР
Самост.
работа
1
2
3
4
6
7
8
9
10
1
Теория государства
12
1
2
2
4
Тест 2
2
Теория права
12
1
2
2
4
Тест 1
3
Основы конституционного права
12
1
2
2
4
Тест 3
4
Основы административного права
12
1
2
2
4
Тест 4
5
Основы гражданского права
12
1
2
2
4
Тест 5
6
Основы трудового права
12
1
2
2
4
Тест 6
7
Основы семейного права
12
1
2
2
4
Тест 7
8
Основы уголовного права
12
1
2
2
4
Тест 8
9
Основы экологического права. Право в сфере образовательной деятельности и культуры
12
1
2
2
4
Тест 9
10
Экзамен
36
1
–
–
–
36
устно
Итого:
108
–
18
18
72
–
- Календарно-тематический план
Календарно-тематический план
- Лекции
Лекции
- Семинарские занятия
Семинарские занятия
Практические (семинарские) занятия
№
п/п
Тема практических (семинарских) занятий
Семестр
Номер раздела
лекционного
курса
Продол-житель-ность
(часов)
1
2
3
4
5
1
Теория государства
1
1
2
2
Теория права
1
2
2
3
Основы конституционного права
1
3
2
4
Основы административного права
1
4
2
5
Основы гражданского права
1
5
2
6
Основы трудового права
1
6
2
7
Основы семейного права
1
7
2
8
Основы уголовного права
1
8
2
9
Основы экологического права
1
9
2
Итого:
–
–
18
- Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий
Методические рекомендации ППС к проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий
Учебным планом на изучение дисциплины отводится 144 часа в шестом семестре. При этом 36 часа используется для аудиторных занятий, и предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 106 часов. В конце семестра предусмотрен экзамен. На аудиторные занятия отводится 36 часа, которые предусмотрены учебным планом. Отсюда следует, что без систематической самостоятельной работы получить требуемую правовую подготовку невозможно. Освоение программы курса предполагает, что на самостоятельное изучение права студент должен предусматривать в среднем по 7 часов в неделю на протяжении всего учебного семестра.
Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:
- выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;
- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
- активное участие слушателей в учебном процессе;
- проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;
- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
Используемые методы преподавания: лекционные занятия с использованием современных технических средств, наглядных пособий и раздаточных материалов; метод «мозгового штурма», индивидуальные и групповые задания при проведении практических занятий.
- Оценочно-диагностические средства по дисциплине
Оценочно-диагностические средства по дисциплине
- Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Организация самостоятельной работы студентов
№
п/п
Тема самостоятельной работы
Семестр
Номер раздела
лекционного
курса
Продол-житель-ность
(часов)
1
2
3
4
5
1
Понятие и принципы гражданского общества и правового государства
1
1
4
2
Гражданство как правовая категория
1
1
4
3
Защита прав человека в государстве
1
2
4
4
Психологические и социальные факторы развития российского правосознания
1
2
4
5
Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ
1
3
4
6
Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права
1
4
4
7
Гражданское право Российской Федерации
1
5
4
8
Трудовое право Российской Федерации
1
6
4
9
Уголовное право Российской Федерации
1
8
4
Итого:
–
–
36
Методическое обеспечение самостоятельной работы по Основам права/Право состоит из:
- определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
- подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
- поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;
- определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;
- организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу основы права осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.
Итоговый контроль предусматривает экзамен в семестре.
Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по основам права, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса основ права, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.
Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «основы права» обеспечит студентам успешную сдачу экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.
Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Основы права/Право» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.
Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:
- обзорные лекции;
- самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;
- выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).
Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.
В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.
При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как «Кодекс» и «Гарант» и др.
При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Вопросы к экзамену приведены в разделе «Контрольные вопросы по дисциплине в целом».Задания
Задачи
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
- Гуреев В.И., Гаврилов Э.П., Крылова З.Г. и др. Правоведение: Учебник / Под ред. В.И. Гуреева. – М.: Высшая школа, 2006.
- Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.
- Правоведение. Курс лекций / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. О.А. Зайцева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
б) дополнительная литература:
- Ахметжанова Г.Р., Клинцова Н.Н. Правоведение: Учеб. пособие. – Казань: КГЭУ, 2007.
- Информационное право России: Учебное пособие / Н.Н. Ковалева. – М: Издательстко-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
- Трудовое право: Учеб. / Н.А. Бриллиантова и др. Под ред. Д.В. Смирнова, И.О. Стигиревой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
- Международное право: Учебник. Под ред. Усенко Е.Т., Шинкарецкой Г.Г. М.: Юристъ, 2003.
- Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2003.
- Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
- Морозов О.В. Дума: Россия, которую мы выбираем. – М.: Изд-во РАТС, 2007.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru.
2. Образовательный правовой портал – Юридическая Россия – http://www.law.edu.ru.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины разработаны и используются мультимедийные средства и наборы слайдов по соответствующим разделам курса.
- Комплекты аудиовизуальных дидактических материалов к лекционным, практическим и семинарским занятиям
Комплекты аудиовизуальных дидактических материалов к лекционным, практическим и семинарским занятиям
- Глоссарий
Глоссарий