Опорный конспект к лекции 8 - Методы воспитания.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

основные

вспомогательные

Методы формирования сознания

Методы формирования поведения

Методы педагогического стимулирования

Методы педагогической коррекции

- убеждение;

 - внушение;

 - метод проблемных ситуаций

- инструктаж;

 - упражнение;

 - метод примера

- перспектива;

 - поощрение;

 - требование

 

 

- замены интереса (доминанты);

 - критика;

 - наказание

 

Методы формирования сознания

 

УБЕЖДЕНИЕ – способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника.

Формы применения: беседа, рассказ, диспут.

Условия эффективного применения: недопущение морализирования, правдивость и искренность, доверительность и такт, единство рационального и эмоционального.

 

ВНУШЕНИЕ – способ словесного воздействия на психику.

Формы применения:   прямое, косвенное, самовнушение.

Условия эффективного применения: доверительность отношений, педагогический такт, владение техникой внушения.                 

 

МЕТОД  ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ  - моделирование человеческих отношений на основе конкретной противоречивой ситуации.

Виды: аналитические, оценочные, прогностические, альтернативные. 

Условия эффективного применения:     соответствие содержания ситуации конкретной задаче воспитания, доверительность отношений, такт, правильная редакция текста ситуации, предупреждение облегчённого подхода воспитанников к анализу ситуации.            

 

Методы формирования поведения

 

ИНСТРУКТАЖ – сочетание объяснения с показом образцов деятельности и поведения. 

Условия эффективного применения:  ясность и четкость указаний педагога, сочетание слова, образа и практического действия.

 

УПРАЖНЕНИЕ – многократное повторение и закрепление ценных способов деятельности по образцу.

Формы применения:  режим, поручения, практические занятия.

Условия эффективного применения:   систематичность и последовательность организации упражнений, посильность и постепенное усложнение упражнений.

 

МЕТОД ПРИМЕРА – предъявление образца поведения и деятельности.

Формы применения:   личный пример (родители, воспитатели и т.д.), словесно-обобщённый.

Условия эффективного применения:  привлекательность образа, реалистичность его оценки, ненавязчивость его примера, недопустимость «лобового» противопоставления примера уровню воспитанности конкретного воспитанника.

 

Методы педагогического стимулирования

  

МЕТОД ПЕРСПЕКТИВЫ – выдвижение цели, способной вовлечь воспитанников в совместную деятельность.

Виды:   близкая, средняя, далёкая.

Условия эффективного применения:   реальность перспективы, интерес к перспективе, усложнение перспектив, возможность проявления инициативы и творчества воспитанником.

 

ПООЩРЕНИЕ – способ выражения положительной оценки деятельности, признания заслуг.

Формы применения: моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, предоставление дополнительных прав), материальные.

Условия эффективного применения:  объективность поощрения, соответствие поощрения заслугам воспитанника, гласность поощрения, строгое соблюдение меры.  

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ – способ чёткого указания воспитаннику или коллективу, что и как надо делать.             

Формы применения:   прямое (указание, приказание, распоряжение), косвенное (намёк, совет, рекомендация).

Условия эффективного применения:    уважение к личности воспитанника, опора на общественное мнение, единство требований, чёткость, ясность и понятность словесной формулировки требования, его посильность.

 

Методы педагогической коррекции

 

ЗАМЕНА ИНТЕРЕСА (ДОМИНАНТЫ) – преобразование установки, актуальной потребности личности для переключения внимания и формирования нового стереотипа поведения.

Условия эффективного применения:   реальность, значимость и ненавязчивость нового интереса, нейтрализация  раздражителей, усиливавших прежнюю доминанту.

 

КРИТИКА – оценка проступка с помощью негативного суждения о нём.

Формы применения: прямая, косвенная (юмор, ирония, сатира) 

Условия эффективного применения:    осознание воспитанником своей вины, разумная опора на коллектив воспитанников, учет его зрелости, преобладание суждения над осуждением, предупреждение проявления в критике излишней жестокости.

 

 НАКАЗАНИЕ – способ коррекции негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки её поступков.

Формы применения:   меры словесного наказания (замечания, порицание, выговор), наказание по логике естественных последствий, ограничение в правах, наложение дополнительных обязанностей.

Условия эффективного применения:  осознание вины и раскаяние провинившегося, опора на коллективное мнение, учет зрелости воспитанника и коллектива, объективность и справедливость наказания, его соразмерность проступку, учет эмоционального состояния.

 

Методы воспитания необходимо использовать в системе, поскольку результативность каждого метода зависит от того, насколько тесно он взаимодействует с другими методами. Каждый отдельный метод приобретает педагогическую силу, только действуя в единстве с другими методами, т.е. важным условием эффективности любого из методов является его сочетание с другими. 

              

 

Последнее изменение: Monday, 10 February 2014, 17:19