Методические указания по самостоятельной работе
Самостоятельная работа проводится при закреплении лекционного материала, подготовке к практическим занятия и промежуточной аттестации.
1. Закрепление лекционного материала
Темы лекций:
Раздел 1. Теоретические предпосылки становления этики делового общения.
Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых. Основные направления современной психологии и проблемы психологии межличностного общения
Структура психики по Зигмунду Фрейду. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга. Закон конгруэнтности Карла Роджерса.
Раздел 2. Деловое общение в рабочей группе.
Социально-психологические особенности рабочей группы. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы. Типы взаимоотношений в коллективе. Морально-психологический климат и его динамика. Классификация психотипов личностей в рабочей группе. Проблема лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива.
Раздел 3. Этикет и культура поведения делового человека.
Общение и деловое общение. Деловой этикет. Правила этикета. Правила вербального этикета. Правила общения по телефону. Правила деловой переписки. Тесты для руководителей.
Вопросы по лекциям:
Раздел 1
1. Приведите определение понятия этики деловых отношений.
2. Чем объясняется повышенное внимание к этическим нормам поведения
в деловой практике и в программах обучения?
3. Покажите на конкретных примерах взаимообусловленность правил
этики в общем смысле и деловой этики.
4. Какие этические принципы считаются универсальными для современных деловых отношений?
5. Соблюдение каких этических принципов вы считаете наиболее важным
для развития деловых отношений в современных условиях?
6. Какие факторы, по вашему мнению, определяют отношение субъектов
деловых отношений к этическим нормам?
7. Объясните механизм действия закономерности неопределенности отклика с помощью модели Портера — Лоулера.
8. В чем состоит сущность и практическое проявление неадекватности
отображения человека и неадекватности самооценки?
9. Каковы причины возникновения закономерности искажения смысла
информации? Каковы могут быть практические рекомендации, направленные на снижение негативных последствий действия данной закономерности?
Раздел 2
1. Какие виды коммуникативных барьеров вы знаете? Каковы причины их
возникновения?
2. В чем сущность коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения?
3. Какую роль играет обратная связь в деловом общении?
4. Какие общепринятые нравственные требования к общению составляют
основу коммуникативной культуры?
5. Какие личностные качества субъекта общения определяют уровень его
коммуникативной культуры?
6. Развитие каких социально-психологических умений способствует повышению уровня коммуникативной культуры?
7. В каких формах осуществляется деловое общение? Их особенности?
8. Сущность стиля общения. Какие факторы определяют стиль общения?
9. Какие методы используются в процессе делового общения для воздействия на партнеров?
10. Что такое управление деловым общением?
11. Назовите функции делового общения.
12. Раскройте сущность методов управления общением.
13. Охарактеризуйте виды делового общения работников в организации.
14. Раскройте сущность принципов делового общения.
15. Раскройте содержание деятельности подразделения организации,
осуществляющего функции управления деловым общением
Раздел 3
1. Выделите основные виды общения и охарактеризуйте их.
2. Дайте определение деловому общению и раскройте его особенности.
3. Каковы цель, структура и функции делового общения?
4. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.
5. Каковы функции восприятия в процессе общения?
6. Охарактеризуйте невербальные средства общения.
7. Назовите основные элементы невербального общения и назовите их.
8. Какова роль обратных связей в процессе восприятия и передачи информации?
9. Расскажите, как надо и как не надо слушать.
10. Приведите основные характеристики рефлексивного слушания.
11. Назовите недостатки «теории обмена» при анализе делового общения.
12. В чем сущность транзакционного анализа процесса взаимодействия по
Э.Берну.
13. Приведите примеры скрытых транзакций в деловом общении.
14. Назовите основные этапы делового общения и дайте их краткую характеристику.
15. Охарактеризуйте основные мотивационные теории, применяемые для
анализа делового общения.
Литература:
1. Долгова И. В. Этика делового общения: учебник и практикум / И.В. Долгова. – М.: КноРус, 2023. - 239 с. - ISBN 978-5-406-11866-5. - URL:
https://book.ru/book/949749. - Текст: электронный.
2. Самыгин С.И. Деловое общение. Культура речи: учебное пособие / С. И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КноРус, 2023. - 471 с. - ISBN 978-5-406-
10682-2. - URL: https://book.ru/book/947026. - Текст: электронный.
3. Мумладзе Р.Г. Деловое общение: учебник / Р.Г. Мумладзе, И.Д. Афонин, А. И. Афонин, В.А. Смирнов. – М.: Русайнс, 2023. - 174 с. - ISBN 978-5-466-00761-9. - URL: https://book.ru/book/945243. - Текст: электронный.
2. Подготовка к практическим заданиям по дисциплине. Темы:
1. Виды потребностей в общении.
2. Структура общения.
3. Проблемы психологии личности и межличностного общения в современной науке
4. Макро- и микросреда личности. Динамика человеческого поведения.
5. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие.
6. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы.
7. Классификация психотипов личностей в рабочей группе.
8. Проблема лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива.
9. Правила вербального и невербального этикета.
Литература:
1. Долгова И. В. Этика делового общения: учебник и практикум / И.В. Долгова. – М.: КноРус, 2023. - 239 с. - ISBN 978-5-406-11866-5. - URL:
https://book.ru/book/949749. - Текст: электронный.
2. Самыгин С.И. Деловое общение. Культура речи: учебное пособие / С. И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КноРус, 2023. - 471 с. - ISBN 978-5-406-
10682-2. - URL: https://book.ru/book/947026. - Текст: электронный.
3. Мумладзе Р.Г. Деловое общение: учебник / Р.Г. Мумладзе, И.Д. Афонин, А. И. Афонин, В.А. Смирнов. – М.: Русайнс, 2023. - 174 с. - ISBN 978-5-466-00761-9. - URL: https://book.ru/book/945243. - Текст: электронный.
Подготовка к текущей аттестации по дисциплине
Используются следующие оценочные средства:
- Доклад (Дкл), сообщение (Сбщ). Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы
Темы докладов, сообщений https://lms.kgeu.ru/mod/resource/view.php?id=21326
- Контрольная работа (КнтР). Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу
Вопросы для самоконтроля https://lms.kgeu.ru/mod/resource/view.php?id=21319
- Практическое задание (ПЗ). Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задание направлено на оценивание компетенций по дисциплине, содержит четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий
Комплект задач и заданий https://lms.kgeu.ru/mod/assign/view.php?id=221964
- Реферат (Рфр). Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы
Темы рефератов https://lms.kgeu.ru/mod/resource/view.php?id=235630
- Творческое задание (ТЗ). Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой
https://lms.kgeu.ru/mod/resource/view.php?id=21323
Подготовка к экзамену https://lms.kgeu.ru/mod/page/view.php?id=237899