Topic outline
- General
- Общие сведения и задачи курса
Общие сведения и задачи курса
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является формирование обще-культурных и профессиональных компетенций, необходимых для решения задачи в рамках организационно-управленческой деятельности бакалавров по направлению 140100.62 – «Теплоэнергетика и теплотехника»: - организация работы малых коллективов исполнителей.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Психология и педагогика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору (Б1.ДВ1) основной образовательной программы подготовки бакалавров, служит общенаучной подготовке студентов, способствует общему развитию будущего бакалавра, его личностному формированию.
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» формируются следующие компетенции:
1. Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
2. Способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность.
3. Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения.
4. Способность и готовность осуществлять свою деятельность в раз-личных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.
5. Способность к управлению малыми коллективами исполнителей.
6. Готовность к самообучению и организации обучения и тренинга производственного персонала.
- Модуль 1.
Модуль 1.
Предмет и основные категории психологии и педагогики.
Анализ терминов, определяющих науки психологию и педагогику. Понятие педагогики и психологии. Объект и предмет психологии. Объект и предмет педагогики. Основные категории психологии: психика, психические процессы, свойства и состояния. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование, развитие и формирование личности. Основные функции и задачи психологии и педагогики. Дифференциация внутри педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогики и психологии. Методы психологии и педагогики.
Психика и ее сущность.
Психика, её структура, основные закономерности. Критерий психического по А.Леонтьеву. Отличие психики человека от психики животных. Функции психики. Уровни развития психики по А.Леонтьеву и К.Фабри. Условия трудовой деятельности, обусловившие появление сознания. Понятие, структура и функции сознания. Понятие и структура деятельности.
Психические познавательные процессы.
Лекции
Практика
Задание
Самостоятельная работа
Заполнить сведения по направлениям психологии в соответствии с приведенными критериями
Демонстрационный материал
- Модуль 2.
Модуль 2.
Личность как феномен.
Понятие личности в психологии. Личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними. Роль и содержание факторов, влияющих на формирование личности. Возрастная периодизация. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Социальная направленность, социальный опыт и интеллект. Самосознание личности.
Индивидуально-типологические свойства личности.
Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов. Темперамент. Понятие и структура темперамента. Свойства нервной системы и типы нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера. Способности.
Лекции
Практика
Задание
Самостоятельная работа
Создание психологического портрета личности (4 часа)
Демонстрационный материал
- Модуль 3.
Модуль 3.
Общение, его виды и структура.
Понятие и виды общения. Функции общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны. Вербальное и невербальное общение. Типы межличностного взаимодействия: императив, актуализация, манипуляция. Восприятие человека человеком.
Взаимодействие в коллективе.
Понятие группы, классификация групп. Психология малых групп и межгрупповые и межличностные отношения и взаимодействия. Взаимодействие и общение. Конфликты в группах. Стадии, стили поведения в конфликте. Психическая регуляция поведения и деятельности. Трудовой коллектив, стили управления им. Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива.
Лекции
Практика
Задание
Самостоятельная работа
Взаимоотношения в коллективе (10 часов)
Демонстрационный материал
- Модуль 4.
Модуль 4.
Система образования. Образование: обучение и воспитание.
Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Обучение как составная часть педагогического процесса. Методы, средства и формы организации обучения. Воспитание как психолого-педагогическое взаимодействие. Специфика воспитательного воздействия. Место и роль и корпоративного образования в системе профессионального образования Российской Федерации.
Значение и особенности самообразовательной деятельности человека. Саморазвитие, самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории. Профессиональное самоопределение.
Лекции
Практика
Задание
Самостоятельная работа
Заполнить поле базы данных в соответствии с приведенными критериями
Демонстрационный материал