Абдуллин Рустам Рамилевич
ЗС-1-19
Тема "Принцип социологизма Э. Дюркгейма, его применение к анализу конкретного социологического явления."
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из с
амых известных и ув
аж
аемых фр
анцузских социологов. Его вкл
ад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм созд
ал фр
анцузскую школу социологии, тр
адиции которой до сих пор ок
азыв
ают серьезное влияние н
а стиль мышления фр
анцузских социологов, выбор ими предмет
а исследов
ания и т.п.
Отличительной чертой н
аучных позиций Дюркгейм
а ст
ал
а концепция социологизм
а. Согл
асно ей соци
альн
ая ре
альность обл
ад
ает своей спецификой,
автономностью, несводимостью к другим р
азновидностям ре
альности (н
апример, физической, психической). Ей, следов
ательно, присущи свои собственные з
аконы, которые и должн
а выявлять и изу
чать социология. Отсюд
а вытек
ает одно из в
ажных методологических требов
аний Э. Дюркгейм
а - соци
альное н
адо объяснять соци
альным, исходя из соци
ального. Остриём своим эт
а концепция н
апр
авлен
а против бытов
авшего во времен
а Дюркгейм
а психологизм
а в тр
актовке соци
альных явлений.
К
ачественн
ая специфик
а обществ
а обн
аружив
ается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивиду
альному созн
анию. По отношению к индивиду соци
альн
ая ре
альность объективн
а и нез
ависим
а в своем существов
ании. Дюркгейм пис
ал, что при рождении индивид н
аходит готовыми з
аконы и обыч
аи, пр
авил
а поведения, религиозные веров
ания и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие нез
ависимо от него. «Соци
альные веров
ания или
акты способны существов
ать нез
ависимо от их индивиду
альных выр
ажений», - пис
ал социолог.
Объясняя несводимость соци
альной ре
альности к индивиду, индивиду
альной жизни, Дюркгейм подчеркив
ал, что в процессе вз
аимодействий между людьми возник
ает новое к
ачество, которое н
азыв
ается соци
альной жизнью. Н
апример, очевидно, что «групп
а дум
ает, чувствует, действует совершенно ин
аче, чем это сдел
али бы ее члены, если бы они были р
азъединены. Если, следов
ательно, отпр
авляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог ч
асто ссыл
ался н
а пример химического целого к
ак синтез
а его сост
авных ч
астей.
Прим
ат, превосходство обществ
а н
ад индивидом обн
аружив
ается в соци
альном принуждении. Соци
альные институты уже ф
актом своего существов
ания предписыв
ают людям определенные формы, способы и обр
азцы поведения, ок
азыв
ают н
а них д
авление, включ
ают в себя нег
ативные и позитивные с
анкции. Поведение человек
а в основном определяется не индивиду
альными причин
ами и ф
актор
ами,
а совокупностью соци
альных ф
актов, толк
ающих индивид
а н
а те или иные поступки.
Соци
альн
ая ре
альность в предст
авлении Э. Дюркгейм
а скл
адыв
ается из соци
альных ф
актов двух родов - морфологических, к которым фр
анцузский социолог относит демогр
афические, технологические и экологические ф
акты, и из коллективных предст
авлений, т.е. ф
актов коллективного созн
ания. Именно последние особенно зн
ачимы для Дюркгейм
а, - в них р
аскрыв
ается специфик
а обществ
а. Дело в том, что коллективные предст
авления, эти общие идеи и веров
ания, связыв
ают людей, формируют с
аму соци
альную тк
ань. Поэтому Дюркгейм счит
ал коллективное созн
ание жизненным узлом всего обществ
а. Более того, общество - это именно «композиция всякого род
а идей, веров
аний и чувств, которые ре
ализуются через посредство индивидов».