Практические занятия (ЗФ) ЗС-1-19 январь

Семинар от 13.01.21 в 13:20

 
Изображение пользователя Эльмира Ильдаровна
Семинар от 13.01.21 в 13:20
от Эльмира Ильдаровна - Wednesday, 13 January 2021, 13:15
 
Добрый день! Разбираете темы докладов и отправляете свои работы в электронном виде в эту тему обсуждения.


1. Предмет, метод и задачи социологии по Ф.Теннису.

2. Работа Ф. Тенниса «Община и общество».

3. Понятие воли, ее виды в концепции Ф. Тенниса.

4. Типология форм социальной жизни по Ф. Теннису.

5.  Принцип социологизма Э. Дюркгейма, его применение к анализу конкретного социологиче- ского явления.


Изображение пользователя Виктория Кореева
Re: Семинар от 13.01.21 в 13:20
от Виктория Кореева - Wednesday, 13 January 2021, 13:46
 

Кореева Виктория группа ЗС-1-19

Тема 2. Работа Ф. Тенниса «Община и общество».

Изображение пользователя Дарья Шварц
Re: Семинар от 13.01.21 в 13:20
от Дарья Шварц - Wednesday, 13 January 2021, 13:48
 

Шварц Д.А. ЗС-1-19 

Тема 4. Типология форм социальной жизни по Ф. Теннису.

Общность и общество выступают у Тенниса как основные критерии классификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразделяются социологом на три типа:

а) социальные отношения - самая общая и простая социальная форма, но у неё самые глубокие корни. Социальные отношения имеют объективный характер. Они существуют тогда, когда не только чувствуются и осознаются участвующими в них людьми, но и признаются ими в качестве необходимых для осуществления взаимных действий. Тённис подчёркивает, что необходимо различать социальные отношения товарищеского типа, социальные отношения по типу господства и смешанные отношения. Каждый из этих типов отношений имеет место, как в организации общности, так и в общественной организации. Совокупность социальных отношений между более чем двумя участниками являет собой «социальный круг» - группы.

б) группы, совокупности - второе понятие формы; группа (совокупность) образуется тогда, когда объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-то специфической цели. К этой форме также применяется классификация человеческих отношений по критерию «господство - товарищество», как и в случае с социальными отношениями.

в) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества - она возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определённые функции. Корпорация может возникнуть из естественных отношений, из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия. Применительно к корпорации имеет место та же самая процедура рассмотрения человеческих отношений по критерию «товарищество - господство» с последующим членением типов социальных связей на общностные (общинные) и общественные.

Названные типы форм социальной жизни характеризуются историками социологии как одна из самых первых попыток рассмотреть социальную структуру общества.



Изображение пользователя Анастасия Клач
Re: Семинар от 13.01.21 в 13:20
от Анастасия Клач - Wednesday, 13 January 2021, 13:51
 

Клач Анастасия Дмитриевна 

ЗС 1-19 


Тема 3

Один из создателей формальной школы. Попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.


Тённис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.


Выделял два типа общества, два типа общественных связей — общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни: 1. отношения (Verhaltnisse), 2. совокупности (Samtschaften), 3. корпорации (Korperschaften), или соединения (Verbande) (союзы (Bunde), объединения (Vereine), товарищества (Genossenschaften)).


По главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Тённис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — основа «гезельшафта» (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.


Гемейншафт характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать «естественным» обществом, базирующимся на «естественной воле».


Гезельшафт представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в которой преобладает «рациональная воля».


Типология гемейншафт — гезельшафт применяется весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.


Изображение пользователя Рустам Абдуллин
Re: Семинар от 13.01.21 в 13:20
от Рустам Абдуллин - Thursday, 4 February 2021, 13:31
 

Абдуллин Рустам Рамилевич

ЗС-1-19

Тема "Принцип социологизма Э. Дюркгейма, его применение к анализу конкретного социологического явления."

Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п. Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений. Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог. Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей. Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки. Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».