Практические занятия (ЗФ) ЗС-1-19 январь

Семинар от 14.01.21 в 13:20

 
Изображение пользователя Рустам Абдуллин
Re: Семинар от 14.01.21 в 13:20
от Рустам Абдуллин - Thursday, 4 February 2021, 13:42
 

Абдуллин Рустам Рамилевич

ЗС-1-19

Тема "Социологическое исследование суицидаабота Э. Дюркгейма «Самоубийство»)."


Исследование Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом. Эмиль Дюркгейм предлагает следующее определение: «Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредственным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». Существует три основных направления научного анализа самоубийства - философское, психологическое и социологическое. Остановимся на третьем социологическом подходе к изучению самоубийств, который заложил Эмиль Дюркгейм. Он отвергал объяснение самоубийства индивидуальными, психологическими мотивами и провозглашал, что только социальные факты являются его причиной. Самоубийство (как социальный феномен) - очевидный пример нарушения социальных связей. Изучение социальной среды как главной причины, влияющей на изменение уровня самоубийств, характеризует социологизм его подхода. Труд Дюркгейма состоит из трех книг: Факторы внесоциального характера; Социальные причины и социальные типы; О самоубийстве как социальном явлении вообще. Таким образом, объектом исследования является проблема самоубийства; предметом - социальный подход к изучению самоубийства.

ФАКТОРЫ ВНЕСОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Является ли самоубийство следствием сумасшествия?

Связано ли самоубийство с расой, наследственностью?

Является ли самоубийство следствием космического фактора, в частности жары?

Оказывает ли подражание влияние на процент самоубийств?

Долгое время считалось, что вообще все самоубийцы являются психически ненормальными людьми, но современные исследования показывают, что суициды психически больных составляют лишь около 20% от общего числа самоубийств. Э. Дюркгейм создал следующую классификацию самоубийств, совершаемых психически больными людьми:

1. Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Больной убивает себя, для того чтобы избегнуть воображаемой опасности или позора, или же действует, как бы повинуясь таинственному приказанию, полученному им свыше, и т.д.

2. Самоубийство меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается у людей, находящихся в состоянии высшего упадка духа, глубочайшей скорби. Ввиду того, что такое состояние не прекращается ни на минуту у больного начинает просыпаться неотступная мысль о самоубийстве, и определяющие ее общие мотивы остаются неизвестными.

3. Самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не обусловливается никакими мотивами - ни реальными, ни воображаемыми, а только навязчивой мыслью о смерти, которая без всякой видимой причины всецело владеет умом больного. Он одержим желанием покончить с собой, хотя он прекрасно знает, что у него нет к этому никакого разумного повода.

4. Автоматическое и импульсивное самоубийство. Этот вид самоубийства также мало мотивирован, не в действительности, ни в воображении больного для него нет никакого основания. Этот вид самоубийства проистекает от внезапного и непобедимого импульса. Мысль в одно мгновение созревает до конца и вызывает самоубийство или, по крайней мере толкает больного на ряд предварительных действий.

Таким образом, анализируя данную главу можно сделать вывод, что самоубийство не является следствием ни сумасшествия, ни мономании, ни неврастении. Эти факторы могут влиять на самоубийство, но только частично, в совокупности с социальными. Морселли различает четыре расы: германский тип, тип кельт-романский, типы славянский и урало-алтайский (слишком мало представителей для того, чтобы можно было определить, какое отношение он имеет к самоубийству). Остальные три расы классифицируются следующим образом в зависимости от понижения их наклонности к самоубийству: вначале стоят народы германской расы, потом кельто-романской и, наконец, славяне. Но можно ли действительно эти различия отнести на счет расы? Гипотеза эта была бы правдоподобна, если бы каждая группа народов, объединенных под одним общим названием, имела приблизительно одинаковую наклонность к самоубийству. Но в действительности между народами одной и той же расы наблюдается в этом смысле большое различие. Одни только немцы имеют обыкновенно интенсивную склонность к самоубийству, но они теряют ее вне пределов Германии. Мнимая связь между числом самоубийств и высотою роста есть результат простого совпадения. Раса могла бы быть фактором самоубийства лишь в том случае, если бы это последнее представляло собой явление, коренным образом наследственное; недостаточность доказательств в пользу этого наследственного характера самоубийства: 1) частота случаев, приписываемых наследственности, не выяснена; 2) возможность другого объяснения; влияние мании и подражания. Соображения, говорящие против существования этого специального вида наследственности: 1) непонятно, почему женщины в меньшей степени наследуют наклонность к самоубийству, чем мужчины; 2) изменение процента самоубийств с возрастом не согласуется с этой гипотезой.

Когда говорят про самоубийство, что оно наследственно, подразумевают ли под этим просто, что дети самоубийц, унаследовав характер своих родителей, при аналогичных обстоятельствах склонны поступать так же, как и они? При такой постановке вопроса ничего нельзя возразить против этого положения, но тогда оно лишается всякой ценности, так как в этом случае не самоубийство наследственно, а преемственно передается некоторый общий темперамент, который может в подходящем случае предрасположить индивида, но не заставить его непременно покончить с собой и который поэтому не может служить достаточным объяснением поступков данного субъекта.

Таким образом, самоубийство не является наследственным фактором и ни как не связано с расой. Дюркгейм хорошо показал, что следствием самоубийств является скорее заражение обстановкой и социальными условиями. социология самоубийство дюркгейм

Дюркгейм говорит о том, что также на процент самоубийств не влияют космические факторы, такие как время года, климат, температура и т.д. Влияние чрезмерной жары или чрезмерного холода ничего не доказывает; хотя бы потому, что самоубийства редки в большинстве жарких стран. Действительно, самоубийства чаще совершаются днем. Дюркгейм объясняет это тем, что в течение дня социальная жизнь достигает своего полного напряжения. Это подтверждается тем фактом, что самоубийство достигает максимума в те дни и часы, когда достигает максимума и социальная активность. Таким образом, колебания процента самоубийств не зависят от космических факторов, а зависят от социальных причин.

Прежде чем перейти к исследованию социальных причин самоубийства, надо рассмотреть влияние еще одного психологического фактора, которому приписывается особо важное значение в генезисе социальных факторов вообще, самоубийства в частности - подражание. Подражание должно изучаться на почве географического распределения самоубийств. Никаких видимых следов подражания на географическом распределении самоубийств не оказывается. Причина того, что подражание не оказывает заметного действия на процент самоубийств - оно не представляет собою первичного фактора, но лишь усиливает влияние других факторов. Таким образом, подражание не играет в социальной жизни той важной роли, которая ему приписывается.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ

Дюркгейм предложил классификацию самоубийств, в основе которой лежат социологические критерии - указание причин, по которым человек идет на самоубийство. Дюркгейм выделил четыре типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое, аномичное, фаталистическое.

Для того чтобы рассмотреть эгоистическое самоубийство Дюркгейм предлагает нам посмотреть три социальных института - это брак, религия и политика. Так как каждый из них имеет свой определённый коэффициент предохранения от самоубийств. Когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Семья является более сплоченной и, именно по этому, человек меньше обращает внимания на свои проблемы и переживания.

Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Но семья не всегда предохраняет от самоубийства. Особенно это заметно в наше время (непонимание, школьные проблемы и т.д.). Только сплочённость людей находящихся в браке и их детей может давать высокий показатель предохранения от суицида. Социальные перевороты, как и великие национальные войны, оживляют коллективные чувства, пробуждают дух партийности и патриотизма, политическую веру и веру национальную и, сосредоточивая индивидуальные энергии на осуществлении одной цели, создают в обществе - по крайней мере, на время - более тесную сплоченность. Так как борьба эта заставляет людей сближаться между собой перед лицом общей опасности, отдельные лица начинают меньше думать о себе, больше об общем деле. Следовательно, эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

Таким образом, религия, семья, кризисы политического и национального характера обладают коэффициентом защиты от самоубийств, потому что вызывают стремление к сплочённости.

Дюркгейм пишет: «Если, как мы только что видели, крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам». Альтруистическое самоубийство является полной противоположностью эгоистическим. Если у эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, то при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает избыток энергии и страсти. Альтруистическое самоубийство состоит в свою очередь из трех разновидностей: обязательное альтруистическое самоубийство (суицид является долгом), факультативное альтруистическое самоубийство (самоубийство является премией) и чисто альтруистическое самоубийство (радость принесения себя в жертву, самоубийство считается похвальным). В наших современных обществах, где индивидуальная личность все более и более эмансипируется от коллективной, подобный вид самоубийства не может быть частым явлением.

Известно, что кризисы обладают способностью усиливать наклонность к самоубийству. Промышленный, финансовый, экономический и другие кризисы имеют усиливающее влияние на число самоубийств не потому, что они несут с собой бедность и разорение, - ведь кризисы расцвета дают те же результаты. А потому, что они - кризисы, т.е. потрясения коллективного строя. Всякое нарушение равновесия даже при условии, что следствием его будет увеличение благосостояния и общий подъем жизненных сил, толкает человека к добровольной смерти. Каждый раз, когда социальное тело терпит крупные изменения, вызванные внезапным скачком роста или неожиданной катастрофой, люди начинают убивать себя с большей легкостью. Но то же самое происходит в том случае, если социальный кризис имеет своим следствием внезапное увеличение общего благосостояния и богатства. Здесь опять-таки меняются условия жизни, и та шкала, которою определялись потребности людей, оказывается устаревшей. Бедность предохраняет от самоубийства, потому что сама по себе она служит уздой.

Таким образом, мы имеем сейчас дело с новым, отличным от всех других типом самоубийства. Разница заключается в том, что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом, но не от того способа, каким эта связь регламентируется. Эгоистическое самоубийство проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое - вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что установленный нами вид определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. Принимая во внимание его происхождение, Дюркгейм дает этому виду самоубийства название аномичного.

Также Дюркгейм выделяет еще один вид самоубийства - фаталистическое - это результат возрастающего контроля над индивидом со стороны группы, где есть избыток жесткой регуляции, становящейся невыносимой для индивида.

О САМОУБИЙСТВЕ КАК СОЦИАЛЬНОМ ЯВЛЕНИИ ВООБЩЕ

Является ли самоубийство преступлением?

Должен ли человек быть осужден за самоубийство?

Дюркгейм считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство - социальный факт - продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Самоубийство по самому своему существу носит социальный характер, таким образом следует рассмотреть, какое место занимает оно среди других социальных явлений. Первым и наиболее важным вопросом, который при этом возникает, является вопрос: нужно ли отнести самоубийство к деяниям, дозволенным моралью, или к актам, ею запрещенным? Следует ли видеть в самоубийстве своего рода преступление? Самоубийство было формально запрещено в христианском обществе с самого его основания. Еще в 452 г. Арлский собор заявил, что самоубийство - преступление и что - оно есть не что иное, как результат дьявольской злобы. Но только в следующем веке, в 563 г., на Пражском соборе это запрещение получило карательную санкцию. Например, в Англии до 1823 г. существовал обычай тащить труп самоубийцы по улицам, проткнув его колом, и хоронить его при большой дороге без всякой религиозной церемонии.

Самоубийство осуждается и по тому, что оно противоречит культу человеческой личности, на котором покоится вся наша мораль. Это соображение подтверждается тем обстоятельством, что мы совершенно иначе смотрим на самоубийство, чем народы древности. Некогда в нем видели только гражданский поступок по отношению к государству; религия же от­носилась к нему более или менее индифферентно. Напротив, для нас оно стало по самому своему существу религиозным актом. Его осудили церковные соборы, а светская власть, прибегая к мерам наказания, только следовала и подражала церковной. Так как в нас есть бессмертная душа, частица божества, то мы должны быть священны для самих себя. Так как мы носим в себе божеское начало, то мы и не можем быть в полной власти смертных существ.

При этих условиях самоубийство необходимо причисляется к поступкам безнравственным, так как оно, по своему основному принципу, отрицает эту религию человечества. Таким образом, следует соблюсти принцип, что самоубийство как таковое должно быть осуждено.

Данная работа написана на обширном фактическом материале, охватывающем как продолжительный временной интервал, так и многие страны Европы. Это позволило автору проанализировать феномен самоубийства с самых различных сторон: социальной, морально-психологической, религиозной, этнической и др. Автор предупреждает во вступлении: «Вместо того чтобы предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очерченные группы фактов, на которые можно было бы, что называется, указать пальцем, у которых можно было бы отметить начало и конец - и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью».

На основе прочитанного можно сделать вывод, что причина самоубийств лежит вовсе не в затруднениях жизни. Если люди убивают себя теперь чаще, чем раньше, то не потому, что нам приходится выполнять более тяжелые усилия для поддержания своего существования, и не потому, что наши законные потребности меньше удовлетворяются. А потому, что мы не знаем теперь ни того, где останавливаются наши законные потребности, ни того, какую цель имеет наша деятельность. Тяжелое состояние, которое мы переживаем, вызывается не тем, что усилились в числе или в интенсивности объективные причины страданий; оно свидетельствует не о большей экономической нужде, а о тревожной нужде моральной. Вопрос о причинах самоубийств сводится к вопросу о степени социальной интеграции индивида и факторах, разрушающих или поддерживающих эту интеграцию человека в человеческое сообщество. «Число самоубийств, - пишет Э. Дюркгейм, - обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид».

Таким образом, данная работа Дюркгейма о самоубийстве захватывает область, которая лежит за пределами того частного разряда фактов, который она специально изучает. Подымаемые ею вопросы совпадают с самыми важными практическими проблемами современности. Ненормальный рост самоубийств и общее тяжелое состояние современных обществ имеют общие причины. Это небывалое огромное число самоубийств доказывает, что цивилизованные общества находятся в состоянии глубокого преобразования, и свидетельствует о серьезности.